Красноярск, 18.02.2012. Круглый стол "Эколого-экономические аспекты инвестиционных проектов развития Восточной Сибири (на примере Нижнего Приангарья)".
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НИЖНЕГО ПРИАНГАРЬЯ. Бурматова Ольга Петровна (к. э. н., доцент, с.н.с. Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН).
Стенограмма выступления на круглом столе
Уважаемые коллеги! Мой доклад называется «Стратегические аспекты развития Нижнего Приангарья».
Говоря о стратегических аспектах развития данного региона, хотелось бы отметить, что первый этап инвестиционного проекта комплексного развития Нижнего Приангарья находится в определенной мере на пике своей реализации, и не за горами завершение данного этапа — этапа, на мой взгляд, очень важного, положившего начало созданию в регионе точек роста, положившего начало интенсивному хозяйственному освоению данного региона.
На очереди переход ко второму этапу и здесь возникает желание подвести некоторые предварительные итоги, подумать о будущем.
Как известно, и о чем речь шла на прошлом круглом столе, сложившаяся на сегодня в Нижнем Приангарье картина примерно такова. Во-первых, регион развивается преимущественно по сырьевому сценарию, и на первом этапе, на мой взгляд, это нормально. Во-вторых, пока рано говорить о сбалансированном развитии Нижнего Приангарья как в пространственном, так и во временном аспектах. Здесь, в принципе, очень много проблем. В-третьих, отсутствует комплексная стратегия территории, а соответственно, — и формирование и функционирование экономики во взаимосвязи с социальной сферой и окружающей средой.
Очевидно, что в перспективе акценты должны делаться на диверсификацию экономики региона в целом, что позволило бы создать предпосылки для долгосрочного устойчивого развития. Это и есть задача на будущее.
Исходя из долгосрочных интересов данного региона, можно ставить вопрос о введении здесь наиболее приемлемой формы организации производства на территории. Формы, которая позволяла бы увязывать в единое целое, в единую систему все реализуемые и намечаемые здесь мероприятия во взаимодействии с требованиями формирования инновационной модели развития, а также с учетом обеспечения экологической безопасности экономики региона и достижения желаемых социальных целей.
Формы, в принципе, могут быть самими разными, не буду на этом останавливаться — мировая практика дает в этом отношении много успешных примеров.
Речь идет, во-первых, о том, что в основу процесса освоения региона должна быть заложена определенная идеология, то есть, надо, наконец, определиться, что же мы хотим получить от этого региона в долгосрочной перспективе. И не только получить от него, но что и сделать для него и его жителей.
В любом случае основным инструментом государственного регулирования различных территориально-производственных сочетаний являются государственные целевые программы. Это подтверждено мировой практикой, десятилетиями достаточно успешного решения региональных проблем в разных странах. В нашем случае речь идет о возможной трансформации инвестиционного проекта комплексного развития Нижнего Приангарья в государственную целевую программу.
В связи с этим мне хотелось бы показать, во-первых, что целевые программы занимают важное место в системе государственного стратегического планирования в Российской Федерации. Если позволит время, хотелось бы также обратиться к мировому опыту решения отдельных проблем развития регионов, подобного Нижнему Приангарью масштаба и значимости для страны.
В настоящее время, как известно, все регионы разрабатывают свои стратегии. И почти все имеют еще не вполне стопроцентное представление в этом плане. Кстати, одной из лучших признана стратегия социально-экономического развития Новосибирской области — ее разработкой занимался наш институт. Стратегия развития регионов строится, исходя из их миссий и целей социально-экономического развития, средством достижения которых являются программы. Представляется, что инвестиционный проект, трансформированный в региональную программу, мог бы хорошо вписаться в методологию и структуру сложившегося в России государственного стратегического планирования и управления.
Государственное стратегическое планирование имеет в своей основе, во-первых, прогнозирование социально-экономического развития (не буду конкретизировать из-за дефицита времени), затем — программно-целевое планирование (это как раз та основа, которая нам в данном случае нужна). Третье — это стратегический контроль.
Если смотреть на общую схему документов стратегического планирования с взаимосвязями этих документов, видно, что и на федеральном, и на региональном уровне одно из ведущих мест в этих документах принадлежит именно программам. На федеральном уровне это федеральные целевые программы, а на уровне регионов — долгосрочные и среднесрочные региональные целевые программы. Также на уровне субъектов федерации видно, что основным элементом стратегии являются целевые программы.
С позиции интересов страны и субъектов федерации региональная программа признается в качестве основного инструмента стратегического планирования, связывающего эти интересы. Идея трансформации инвестиционного проекта в государственную программу имеет под собой основания.
Мне представляется, что существуют два пути такой трансформации: первый — корректировка инвестиционного проекта в рамках стратегии социально-экономического развития Красноярского края, и второй путь — инициирование разработки отдельной целевой программы со статусом федеральной. Тем более, что по Нижнему Приангарью это уже проходили.
Программы позволяют ставить вопросы более широко, чем инвестиционный проект, и говоря о региональной программе по Нижнему Приангарью, можно, в частности, включить в нее такие вопросы как координация создания и функционирования всех объектов на территории, поиск подходов к построению инвестиционной модели развития, мероприятия структурной политики с учетом ее постоянной адаптации к требованиям технического прогресса. Четвертое — это рациональное размещение производства и населения. Пятое — формирование инфраструктуры (причем не только федерального значения). Шестое — воспроизводство природных ресурсов и охрана окружающей среды. Седьмое — решение социальных проблем и так далее. Все эти моменты в инвестиционном проекте отсутствуют.
Хотелось бы подчеркнуть, что сам факт оформления проблемы в виде государственной региональной программы еще не гарантирует успеха ее реализации. Отталкиваясь от мирового опыта регионального развития, я хотела бы назвать ряд моментов, которые определяют успешность региональной программы. Это следующие ключевые моменты (особенности региональных программ): во-первых, они служат средством увязки общенациональных и региональных целей развития; во-вторых, их особенностями являются перспективность и индикативность; региональные программы всегда инициируются государством, им же реализуются, контролируются и в основном финансируются; и, наконец, пятая особенность, которая приобрела особенное значение в последнее десятилетие (я говорю о мировой практике), это обязательный учет экологического аспекта в единстве природопользования и охраны среды обитания людей.
В основе подхода к разработке и реализации региональных программ за рубежом лежат три основных положения:
- 1) реализация эффективного сотрудничества между государственными структурами и региональными и местными властями;
- 2) согласование интересов различных участников на территории региона;
- 3) обеспечение контроля со стороны государственных органов за деятельностью местных властей в осуществлении региональных программ.
Гарантов успеха региональных программ (я специально проанализировала большое количество зарубежных программ), по существу, три:
- 1) установление определенного порядка финансирования программы с выделением его источников;
- 2) организация управления и
- 3) правовое обеспечение мероприятий программы.
Мне хотелось бы привести ряд примеров успешных региональных программ, реализованных в разных странах мира. По существу, они представляют весь мир: это США (Америка), Нидерланды (Западная Европа), Япония (Азия) и Австралия. По каждой из программ здесь выделен в столбцах регион охвата программы, концепция, которая закладывается в основу разработки программы, период разработки программы, год принятия закона и достижение поставленных целей и задач.
Программа США «Комплексное развитие водных ресурсов долины Теннеси» вообще считается в мире образцом того, что цивилизованное правительство может сделать для своих граждан. Она как раз связана с энергетическим освоением региона, строительством не только гидроэлектростанций, но и новых тепловых электростанций и даже двух атомных (хотя намечалось три, но от третьей отказались после аварии в Чернобыле).
Район Пилбары в Австралии — это район нового освоения, почти как Нижнее Приангарье, район, богатый природными ресурсами, но там, правда, другая основа: железные руды, марганец и т.д.
Я уже говорила о годе принятия закона. Чем это интересно? Реализация всех успешных программ начинается с принятия закона: идет формирование идеологии самой программы, что хотелось бы сделать, разрабатываются соответствующие мероприятия и т.д. Все это оформляется в виде закона, принимается закон, а после этого начинается реализация программы.
Очень часто приятие закона означает и решение проблемы управления процессом реализации программы. Например, закон 1933 года в США, который положил начало реализации программы в Теннеси, одновременно учреждал государственную корпорацию, которая являлась основным органом управления данной программы и существует до сих пор. Вообще, это очень интересная программа: это был первый удар по энергетическим монополиям, а сама программа реализовывалась более сорока лет. Вот такой большой срок понадобился для достижения тех целей, которые ставились в начале 30-х годов.
В заключение: реальная эффективность любой региональной программы — какой бы красивой она ни была на бумаге — зависит, в конечном счете, от двух условий: это механизм реализации и финансирование. Что касается механизма реализации, то здесь я бы выделила по крайней мере два ключевых момента, с которых надо начинать, и которые являются гарантами успешности реализации программы: это разработка соответствующего законодательства и его неукоснительное соблюдение, а также создание специального органа управления. Думаю, что мировой опыт мог бы быть очень полезен в случае Нижнего Приангарья.
Спасибо за внимание.