Каждый год на пару месяцев целый район Красноярского края ходит в автономное плавание. Жителям Мотыгинского района не повезло: между ними и «большой землей» — река Ангара. На другой берег можно перебраться только на пароме или по ледовой переправе. Мост мотыгинцам не строят, хотя здесь он необходим «как воздух». Малая авиация не развивается.Весной и осенью переправа перестает работать. Для большей части района начинается пора испытаний. Больницы в краевом центре, продукты, товары первой необходимости, почта – все оказывается тяжелой проблемой.На короткое время начинают летать самолеты «Ан-2». Но маршрут Красноярск – Мотыгино от этого лишь немногим становится легче. Сначала пять часов автобусом до переправы через Енисей, потом на не предназначенном для пассажирских перевозок судне на воздушной подушке «Хивус» через Енисей, потом опять автобус, только потом – Ан-2.. Но и Ан-2 летает не все время и не каждый день. Запустить авиарейс Красноярск – Мотыгино хотя бы на эти два месяца краевые власти не могут. И вот тогда становится совсем муторно. Приставьте такой маршрут для больного человека, старика или ребенка. А лучше – проставьте пассажиром этого рейса краевого чиновника или депутат заксобрания.
Год назад в районной газете своими впечатлениями от поездки из Красноярска в Мотыгино поделился глава администрации района А. Ю. Терещенко:
Вчера мы возвращались из города, — говорит Андрей Юрьевич, — и на себе почувствовали, что так ездить просто нельзя. Пассажиры автобусного рейса до Красноярска несколько раз пересаживаются с одного автобуса на другой, причем один автобус – не отапливается. Люди несколько часов ждут «хивуса», на котором, кстати, вообще нельзя осуществлять пассажирские перевозки. Пассажиры пешком идут через Тасееву по льду, частично пешком через Ангару, а переправа, даже пешеходная, еще не открыта, толщина льда местами 3-4 сантиметра, местами уже до 10 см. Я сам в одном месте провалился – хорошо, глубина была неопасная. Женщины едут с детьми, легко одетые (никто не рассчитывал идти пешком). А вчерашний рейс из Мотыгино прибыл в Красноярск лишь сегодня из-за поломки «хивуса», пассажиры ночевали в автобусе на переправе в Стрелке. Транспорт хотя и комфортабельный, но на сутки пребывания в нем люди никак не рассчитывали.
Такие положение считаю недопустимым. О проблемах мы известили перевозчика и предложили их решить. Наш альтернативный вариант связи с краевым центром: увеличиваем число авиарейсов. Самолеты АН-2 будут летать до Кулаково ежедневно, кроме воскресенья, пассажиров от самолета до города доставит микроавтобус. Дано распоряжение в первую очередь продавать билеты женщинам с детьми. Надеемся, что депутаты нас поддержат и выделят дополнительно 300-400 тысяч рублей на частичную компенсацию стоимости авиаперевозок.
Как Глава администрации района просто закрыть автобусный рейс не могу – его открыл край, но жителей района предупреждаю: прежде чем отправиться в распутицу в поездку, подумайте, стоит ли рисковать жизнью».
В это же время наша общественная организация направила письмо в администрацию Красноярского края:
«Ситуация с перевозками в межсезонье повторяется из года в год. Почти два месяца жители района не имеют возможности цивилизованно добираться из Красноярска до своего дома или выезжать в Краевой центр. Нужда заставляет мотыгинцев соглашаться на все возможные условия переезда. В том числе, сопряженные с риском для здоровья и жизни.
Не менее тяжелым является и вариант зимней дороги по «зимнику» через п. Тасеево. Дорога занимает почти 12 часов, часть пути (от п. Тасеево до п. Машуковка) проходит по временной дороге, на протяжении десятков километров нет ни АЗС, ни пунктов скорой помощи, ни туалетов, ни мест отдыха, ни сотовой связи. В случае аварии пассажирам некому будет помочь.
Как общественная организация, чьим приоритетом является помощь жителям Нижнего Приангарья, мы обращаемся к администрации края с просьбой организовать постоянные авиаперевозки пассажиров из г. Красноярска в п. Мотыгино в зимний период и в периоды межсезонья. Предусмотреть компенсации на оплату перелетов, сделав их доступными для большинства жителей Мотыгинского района. На этапе подготовки таких авиаперевозок можно увеличить число перелетов самолета «Ан-2» по действующему сейчас маршруту Кулаково – Мотыгино – Кулаково».
Прошел год. Но, судя по новостям из района, изменений не наступило. Необходимого рейса Красноярск – Мотыгино так и не открыли. Опять начали ходить «Хивусы». Про мост депутаты и чиновники не говорят даже в предвыборных выступлениях. Посмотрите на фотографии. Я их сделал весной этого года, в марте. По истине, терпение нашего народа поражает. Или это уже безучастие к собственной жизни?
(Алексей Колпаков, КРОЭО «ПЛОТИНА»).