Существование федерального Инвестиционного фонда, который помогает регионам, в том числе и Нижнему Приангарью, воплощать в жизнь мегапрограммы, сегодня под вопросом. Поговаривают, что иссяк основной источник, наполнявший Инвестфонд деньгами.
Федеральный Инвестиционный фонд появился в России в конце 2005 года, и уже в Законе о федеральном бюджете на 2006 год в эту копилку упало 69,7 млрд рублей. При создании фонда предполагалось, что государство будет финансировать рентабельные бизнес-проект стоимостью не менее пяти миллиардов рублей. При этом частный инвестор должен вложить 25 процентов от всех средств. Главная цель, которую преследовал федеральный Инвестиционный фонд, — поддержать приоритетные для государства и регионов проекты. С помощью государства должны были создаваться транспортная, инженерная или энергетическая инфраструктуры, без которых, как известно, ни одно строительство не может быть завершено. Поддержка происходила в трёх форматах. Государство участвовало в софинансировании проектов или акционерном капитале компании, которая занималась воплощением проекта в жизнь, а также выдавало гарантии, которые не нужно было ежегодно прописывать в бюджете.
Поддержка государства оказалась очень востребована среди регионов. По информации, размещённой на сайте федерального Инвестфонда, на сегодняшний день распоряжением правительства России утверждены 20 инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение. На их реализацию предоставляется поддержка в сумме 320 млрд рублей. Среди проектов несколько красноярских: первая очередь развития Нижнего Приангарья, строительство дороги Кызыл — Курагино, создание инфраструктуры для посёлка Новалэнд, который возводится вблизи Красноярска.
С момента создания Инвестфонд наполнялся деньгами, которые государство получало при увеличении экспортных цен на нефть. Кроме того, в случае досрочного погашения внешнего долга страны существенно сокращаются выплаты по процентам, и сэкономленные средства также направлялись в Инвестфонд. Однако, как говорят в Министерстве экономического развития России, сейчас этот источник иссяк, деньги нужны на другие цели. Якобы даже по дейтующим проектам приходится пресматривать смету.
— Федеральный Инвестиционный фонд действительно не принимает на рассмотрение новые проекты, — поясняет заместитель министра экономики и регионального развития Красноярского края Михаил Бершадский. — То есть новых конкурсов сейчас не проводит. Но те обязательства, которые приняты раньше, исполняет.
Правительство ищет источники для наполнения Инвестфонда. Например, на поддержание крупных проектов обещал отдать свои дивиденды Роснефтегаз.
Например, на комплексное развитие Нижнего Приангарья Инвестиционный фонд обещал выплатить 34,22 миллиарда рублей. Эти средства планировалось потратить на развитие транспортной инфраструктуры и подготовку зоны затопления Богучанской ГЭС. Как уверяет Михаил Бершадский, федеральные деньги на этот проект мы получили полностью.
Но здесь же, в Нижнем Приангарье, планировалось построить Богучанский газоперерабатывающий завод, Чадобский цементный завод, каскад Нижнеангарских ГЭС, Пороженский завод ферросплавов, Богучанское энергометаллургическое объединение, а также лесопромышленный комплекс. Экономисты считают, что строительство второй очереди большого приангарского комплекса сейчас под вопросом.
— Закрытие федерального Инвестиционного фонда — пока потенциальная опасность, один из возможных рисков, ведь мы стоим на пороге кризиса, — считает директор Института экономики и промышленного производства СО РАН Николай Шишацкий. — Считаю, что поводом для закрытия Инвестфонда стали дебаты вокруг проекта бюджета России. Есть опасение, что цена на нефть не будет расти. А значит, исчезнут и источники финансирования инвестпроектов.
Однако дело не только в нехватке средства. По мнению Николая Шишацкого, на федеральной уровне могут быть недовольны тем, как поддержанные проекты воплощаются в жизнь.
— Всё дело в реализации. Мы это видим на примере Богучанской ГЭС, которая строится с большими проблемами и алюминиевого завода, возведение которого отстаёт от графика. Идёт задержка и удорожание проектов, — говорит красноярский экономист. — В более мелких программах частники ведут себя не совсем корректно — затягивают выплаты своей части средств. Посмотрите сайт Минрегионразвития России: инвесторы не присылают отчётов об использовании средств. О какой эффективности государственной поддержки может идти речь?
Как считает экономист, именно в таких ситуациях и рождаются слухи о разбазаривании государственных средств. В правительстве России, оценивая все претензии к качеству проектов, финансируемых из государственной копилки, тоже задумываются: а нужен ли в перспективе федеральный Инвестфонд?
Как считает заместитель министра экономического развития страны Сергей Беляков, «региональные инвестфонды более эффективны». К слову, региональные инвестиционные фонды (которые будут получать дотации из федерального бюджета в размере 25 процентов от общей суммы) должны быть созданы в субъектах России к 2013 году. Но их появление пока под вопросом: большинство краёв и областей сетуют на отсутствие денег для наполнения такой копилки.
В министерстве инвестиций и инноваций Красноярского края считают, что, прежде чем закрывать федеральный Инвестфонд, центру нужно было бы спустить на места необходимые рекомендации по созданию своих фондов. Но этого не сделано. Хотя, как уверяет Михаил Бершадский, что-то подобное инвестиционному фонду в Красноярском крае существует, правда, называется по-другому.
— У нас есть специальная статья в бюджете, распределяемая на тех же принципах, что и федеральный Инвестиционный фонд, — поясняет замминистра экономики и регионального развития.
Инвестиционный совет Красноярского края предоставляет предприятиям государственные гарантии и ирует процентные стави по кредитам. Как подсчитали в правительстве края, за шесть лет помощь получили 177 предприятий на общую сумму около 13 млрд рублей. В результате ежегодно в консолидированный бюджет региона поступает 200 млн рублей дополнительных налоговых платежей.
Конечно, мегапроекты, такие как Нижнее Приангарье, мы не имеем возможности финансировать — это неподъёмные для нас деньги. Регион может поддерживать лишь маленькие и средние проекты. На такие, похоже, и собирается сделать ставку Министерство экономики России. Как говорит Сергей Беляков, «небольшие проекты легче управляются, и рисков по ним меньше».
— Но тогда придётся распрощаться с крупными межрегиональными инвестпроектами, как, например, железная дорога Кызыл — Курагино, — считает Николай Шишацкий. — Двум территориям очень сложно будет договориться по финансированию такого строительства, который больше интересен в общегосударственном масштабе.
Аналитики считают, что правительство, прогнозируя закрытие федерального Инвестиционного фонда, исподволь подталкивает регионы самостоятельно решать проблемы экономического развития территорий. В конце концов, любое крупное строительство — это инвестиционный проект. И инвесторы могут быть разными. Например, по статистике полномочного представителя президента России в Сибирском федеральном округе, в 2011 году объём иностранных инвестиций в регионы СФО составил почти пять миллиардов долларов. Самые большие показатели в Красноярском крае и Кемеровской области. Но не теряем ли мы свои доходы, отдавая инвестиционные проекты на откуп иностранным компаниям?
— Мы потихоньку становимся колониальной территорией, которая не видит большую долю своих доходов,- считает директор института экономики и промышленного производства СО РАН. — Например, алюминиевый завод реализует свою продукцию в центральной части России и за рубежом, Красноярская ГЭС зарегистрирована в оффшорной зоне. И положение наше может усугубиться.