До 2020 года экологические проблемы Нижнего Приангарья могут остаться нерешенными. Такой вывод можно сделать, ознакомившись с проектом Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2020 года, разработанным Правительством Красноярского края совместно с Институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН (г.Новосибирск) и ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (г.Красноярск).Наряду с экономическим развитием региона Стратегией утверждаются ряд задач социальной политики. Как сказано в преамбуле «социального» раздела: «Стратегическая цель региональной социальной политики – обеспечение высокого качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе формирования диверсифицированной конкурентоспособной экономики Красноярского края».
Среди важнейших социальных задач на последнем месте идет «обеспечение экологической безопасности территорий интенсивного промышленного освоения и высокой концентрации населения».
Однако если для ЖКХ, образования, здравоохранения и других задач существует перечень проблем и путей их решения, то соответствующего раздела по экологии в Стратегии нет вообще.
Соответственно в разделе о развитии Приангарского макрорайона нет ни слова о необходимости экологической безопасности и комплекса мер по охране окружающей среды Нижнего Приангарья.
Напомним, что актуальность учета экологических факторов при освоении Нижнего Приангарья обсуждалась на круглом столе «Инвестиционные проекты Нижнего Приангарья: путь к инновационной или сырьевой модели развития?», организованном рядом общественных экологических организаций в ноябре 2011 года. Целью круглого стола было выявить соответствие проекта «Комплексного развития Нижнего Приангарья» Концепции Долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Участниками была отмечена необходимость проработки проекта «Комплексного развития Нижнего Приангарья» с учетом стратегических задач, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. и Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года.
Необходимость проработки инвестиционного проекта обусловлена следующими факторами:
1. Требованиями стратегических программ развития Сибири и России к экологическим и социальным аспектам планирования, что не было предусмотрено в проекте «Комплексного развития Нижнего Приангарья».
2. Новыми крупными проектами, планируемыми к реализации на территории Нижнего Приангарья. Например, планы ОАО «ЕвроСибЭнерго» по строительству Нижнеангарской ГЭС на р. Ангара.
3. Ошибками в планировании, обозначившимися при реализации первого этапа развития Нижнего Приангарья. Например, несогласованностью между запуском Богучанской ГЭС и созданием промышленных мощностей, потребляющих её энергию.
Данные позиции были подтверждены и второй встречей бизнеса, экспертов и общественных организаций в рамках круглого стола «Эколого-экономические аспекты инвестиционных проектов развития Восточной Сибири (на примере Нижнего Приангарья) (февраль 2012). Участниками было решено предложить администрации Красноярского края инициировать разработку целевой программы «Охрана окружающей среды Нижнего Приангарья».
Алексей Колпаков (КРОЭО «ПЛОТИНА»):
«Мы высылали в правительство Красноярского края предложения и протоколы круглых столов. Напомню, что администрация в них решила не принимать участия. И ещё летом нам поступил ответ из Минэкономразвития края. Там было сказано буквально следующее: Правообладателями производственных объектов в Нижнем Приангарье (БоГЭС, БоАЗ, БоЛПК), несущими ответственность за соблюдение требований природоохранного и экологического законодательства, являются частные инвесторов. Учитывая вышеизложенное, основания для разработки программы защиты окружающей среды Нижнего Приангарья на уровне Красноярского края отсутствуют. По поставленным вопросам вы можете обращаться в организации, осуществляющие строительство производственных объектов в Нижнем Приангарье (ОАО «Богучанская ГЭС», ОАО «РусГидро», ОК «РУСАЛ» и т.д.).
То есть Правительство края решило снять с себя вопросы обеспечения экологической безопасности Нижнего Приангарья, переложив их на плечи инвесторов. Странно, что те же чиновники любили в это время щеголять экологической озабоченностью планов компании Чек-Су.
Теперь, читая проект Стратегии, ты видишь: ничего не изменилось. И в ближайшие восемь лет чиновники продолжат усугублять сырьевой путь развития Нижнего Приангарья. Однако мы надеемся, что за время обсуждения проекта Стратегии отношение к территории у чиновников скорректируется, и в окончательном тексте Стратегии будут отражены экологические приоритеты в освоении Приангарского макрорайона».
Как сказано на сайте администрации края, «проект Стратегии размещен на официальном портале Красноярского края с целью его общественного обсуждения. С учетом результатов общественного обсуждения будет осуществлена корректировка проекта Стратегии и ее официальное утверждение. Приглашаем всех заинтересованных лиц принять участие в обсуждении проекта Стратегии. Контактный адрес для направления предложений и замечаний: econ@econ-krsk.ru (тема сообщения – «Стратегия»)».