ОК «Русал» перемещает свои производства на площадки в Сибирском федеральном округе. Как заявил технический директор металлургической компании Виктор Манн в кулуарах V Международного конгресса «Цветные металлы – 2013», именно в Красноярском крае холдинг нашел конкурентные преимущества, которые помогут преодолеть кризис на мировом рынке алюминия. К известной дешевой электроэнергии добавился источник сырья – месторождение бокситов в Нижнем Приангарье. «Русал» взялся за разработку технологии, чтобы получить возможность освоить его.
«Причины для перевода мощностей понятны – это экологичная и недорогая энергетика, здесь огромные залежи алюминесодержащей руды, – заявил Виктор Манн корреспонденту экспертного канала. – Более 100 млн тонн руды, которую пока никто не знает, как перерабатывать. Сейчас мы разрабатываем для этого новую технологию. Лабораторно она уже создана, и мы надеемся, что она будет успешно применена. И в этом случае сибирский регион становится наиболее конкурентоспособным для производства алюминия. Конкурировать с нами сможет только Канада, потому что у нее такие же гидроэнергетика и рудная база, как у нас. Мы свое будущее видим в Сибири».
Фактически топ-менеджер «Русала» объявил о том, что алюминщики получат новый источник сырья для своих заводов в Красноярске, Братске, Иркутске, Саяногорске и Новокузнецке. Небольшую часть их нужд в глиноземе удовлетворяет Ачинский глиноземный комбинат (АГК) мощностью около 1,07 млн тонн в год (мощности уральских предприятий, скорее, предназначены для собственных нужд). При этом в отличие от большинства мировых коллег АГК работает не на бокситах, а на бедном алюминием нефелине, где содержание металла в 2-3 раза ниже.
В результате значительная часть глинозема в СФО поступает из-за границы. Только через Ванинский порт, конечную точку БАМа, в год переваливается около 1,3 млн тонн сырья, а всего импортируется две трети объема отреност «Русала». Так что для холдинга разработка нового месторождения бокситов в Красноярском крае может стать поворотной точкой для достижения сырьевой независимости. Тем более, транспортные издержки сократятся многократно.
Как заявил «ФедералПресс.Сибирь» руководитель Красноярскнедр Александр Еханин, месторождение, о котором говорят алюминщики, находится в районе Нижнего Приангарья. Чадобецкое поднятие бокситов было открыто «с подсчетом запасов еще в 1956 году, и это было можно добывать».
«Но потом мы, СССР, стали работать с дружественными странами, стали возить дешевое сырье, и эти бокситы остались здесь, – заявил профессор Александр Еханин. – Сегодня при строительстве Богучанской ГЭС и такого кластера, как Нижнее Приангарье, эти бокситы выглядывают как бельмо. Драгоценный камень, но его никто не хочет брать. Гранить никто не хочет. Потому что эти бокситы высокожелезистые, и, в отличие от всех остальных, требуют больше затрат на переработку. Схема более сложная и более технологичная».
По словам главы Красноярскнедр, «Русал» несколько раз обсуждал эту проблему, «но пока не берется» за ее решение. Эксперт выразил готовность «переоценить это есторождение крупного тоннажа». Однако пока, по его мнению, объект не пользуется спросом. «Видимо, по тем причинам, что «Русалу» пока выгоднее использовать привозное сырье», – отметил Еханин.
Впрочем, стоит отметить, что освоение Чадобецкого месторождения со строительством горно-обогатительного комбината значится в схеме территориального планирования Нижнего Приангарья. Согласно документу, утвержденному правительством Красноярского края в мае 2012 года, эту задачу предстоит решать в 2018–2030 годах. Как раз после окончательного развертывания мощностей Боучанско миниеого завода. Впрочем, тот же Виктор Манн дал понять, что пока пуск первой очереди БоАЗ отложен на 2014 год.
По схеме красноярских властей и федеральной стратегии развития железных дорог для решения вопроса с транспортировкой продукции планируется построить 288 км путей: участок Северо-Сибирской магистрали (Нижневартовск – Лесосибирск – Усть-Илимск) между реками Чадобец и Ельчимо длиной 110 км, участок между реками Чадобец и Кода (22 км) и ветка между Чадобцом и ГОКом протяженностью 156 км. Эти планы предполагается реализовать в 2016–2030 годах.
Тем временем, по словам технического директора «Русала», холдинг продолжает наращивать производство продукции с высокой добавленной стоимостью, в первую очередь на сибирских предприятиях. В 2012 году металлурги запустили восемь таких проектов, в том числе по выпуску новых сплавов, цилиндрических слитков, катанки, продолжают развивать разработку инертного анода, который позволит радикально сократить выбросы от алюминиевого производства. Как сообщил Виктор Манн, инвестиции в этом году на подобные проекты превысили 100 млн долларов. В 2014 году будет еще около десятка проектов: в Красноярском крае, Иркутской области и на Саяногорском заводе в Хакасии.