Депутаты Законодательного Собрания Красноярского края 6 марта рассмотрели вопрос о реализации инвестиционных проектов в лесной отрасли региона. Народные избранники и уделили особое внимание нехватке рабочих мест в районах, а также эффективности инвестсистемы.
С докладом перед депутатами выступил министр лесного хозяйства Красноярского края Владимир Векшин. Он рассказал, что сейчас в регионе реализуется шесть инвестиционных проектов, внесенных в перечень приоритетных в области освоения леса. Общий объем инвестиций в отрасль составляет 36 млрд 646 млн рублей, или 87 % от запланированного краевыми властями (41 млрд 718 млн). Было создано 1331 новое рабочее место. Налоговые поступления от реализации проектов в 2016 году составли 250,9 млн рублей.
Свое мнение по работе инвестпроектов в муниципалитетах высказал депутат Юрий Ефимов: «Хорошо знаю лесные районы, поскольку жил и работал в Богучанском районе. Краевые власти долго рассматривают кандидатуры соискателей на инвестпроекты. А какова ответственность за их выполнение? Приангарскому ЛПК выделено 1 млн 225 тыс. кубометров ежегодной рубки, а за весть период реализации проекта заготовлено 424 тыс. То есть ему было выделено в три раза больше, чем он может переработать. Зачем? Может быть, стоить забрать излишки леса и передать их малому, среднему бизнесу? Где ответственность инвесторов? Во всех районах, где реализуются инвестпроекты, отмечается социальная напряженность. Красиво звучит, что там и там были созданы сотни рабочих мест. А где анализ того, сколько человек потеряли свои рабочие места? Могу вам сообщить, что в Богучанском районе было закрыто более трехсот предприятий. Если в каждом было по 10 человек, то это 3000! Спасибо алюминиевому заводу, который кого-то из них трудоустроил».
Однако министр в парламентарием не согласился и отметил, что каждый квартал правительства получает отчет о ходе инвесоектов. «Законодательство таково, что, если инвестор в течение 49 лет платит за аренду, а он ни куба не вырубил, у властей нет права изъять лес. Но мы попытаемся в этом году изъять у десяти предприятий лесные участки, поскольку они не выполняют правила лесохозяйствования», — добавил Векшин.
Депутаты в свою очередь предложили учитывать мнение местных территорий при выделении леса под инвестпроекты. Однако министр высказался категорично, пояснив, что лесом «ен командовать кто-то один». В обсуждении также приняли участие представители властей оучанского и Кежемского районов. Они рассказали, что после того как лес под инвестпроекты получают крупные предприятия, у них в территориях лишаются работы десятки мелких и средних предпринимателей, что приводит к безработице.
«В нашем районе в 2007 году было более 50 градообразующих предприятий. За это время их количество сократилось в три раза. Десять лет назад „Краслесинвесту“ были предоставлены лесные участки по всей территории района с годовым объемом 5 млн кубометров, и только в прошлом году было апробирование лесопильного производства. За прошедшие годы этим предприятием лес продавался на корню в объеме 500 тыс. кубов в год по цене 300-350 рублей, а не по 17, как получало предприятие по инвестпроекту. Крупные компании получают лес рядом с населенными пунктами, а мелкие предприниматели, у которых один-два трактора, — за тридевять земель. Нынешняя система в лесной отрасли работает против малого и среднего бизнеса», — рассказала председатель Совета депутатов Богучанского района Татьяна Брюханова.
Члены комитета призвали правительство доработать правила выделения леса инвесторам с учетом позиции территорий. Депутат Александр Симановский подвел итоги дискуссии: «История с инвестпроектами в лесной отрасли Красноярского края имеет печальный оттенок. Регион выделяет под них большую сырьевую базу, которая зачастую используется не по целевому назначению. У нас есть примеры как на юге, так и на севере. В Лесосибирске одна фирма не платила арендную плату за лес, при этом она получила прибыль в сотни миллионов рублей за вырубку и продажу леса. Сейчас другая проблема. Выделяются большие сырьевые базы для инвестпроектов, при этом строительство производствнных щост отаывается на несколько лет. Поэтому возникает ситуация, когда лес может быть использован не по целевому назначению. Нельзя допустить того, чтобы спекулянты вырубали и продавали лес на корню. А почему столько соискателей инвестпроектов? Ответ очевиден: здесь лес в десятки раз дешевле, чем на аукционе. Министерство лесного хозяйства должно провести анализ по тем территориям, где люди живут благодаря лесу».
Александр Симановский добавил, что в апреле-мае министр лесного хозяйства края Владимир Векшин представит отчет о своей работе на сессии Законодательного Собрания.