Вчера в Красноярске начал работу – уже в десятый, юбилейный раз – экономический форум, озаглавленный «Россия: карта перемен». И один из проектов, способных существенно перекроить не столько физическую, сколько экономическую карту страны, был презентован с утра в одном из конференц-залов МВДЦ «Сибирь». Речь о масштабном проекте создания Ангаро-Енисейского кластера в Красноярском крае.
«Мы начинаем движение на север», – провозгласил глава ОАО «Корпорация развития Красноярского края» Станислав Мончинский, расскзывая о составляющих проекта. По его словам, он станет, по сути, продолжением комплексного проекта освоения Нижнего Приангарья, реализация которого в настоящее время вступает в завершающую стадию (первые агрегаты Богучанской ГЭС уже работают, алюминиевый завод объявил о наборе кадров, до конца года планируется и запуск лесоперерабатывающего комбината). Ангаро-Енисейский кластер направлен на развитие и освоение не менее богатой природными ресурсами центральной части края. По словам вице-губернатора, зампа правительства Красноярского края Андрея Гнездилова, потенциальная рыночная стоимость всех запасов полезных ископаемых на этой территории – около 70 трлн рублей. «Понятно, что нам тут с вами еще работать и работать», – полушутя заметил он.
Пока речи о триллионах не идет. Первый этап освоения территории Ангаро-Енисейского кластера стоит около 270 млрд рублей. При этом бюджетные средства в этой сумме составляют около 55 млрд, их планируется направить исключительно на развитие инфраструктуры. Прежде всего транспортной (по лвм Гнездилова, нужно будет построить более 640 км новых автодорог, а также мост через Енисей в районе пос. Высокогорский) и электросетевой. Заявка на софинансирование из средств Инвестфонда РФ в начале года была подана в Минэкономразвития РФ, однако в правительстве края не ждут от моря погоды и активно ищут альтернативные варианты финансирования. До 10 млрд рублей в проект готов инвестировать и сам край.
Остальные 216 млрд рублей – вля тных инвесторо. Их пока девять – ЗАО «Полюс», ООО «Соврудник», Группа «Магнезит», «Евросибэнерго», ОК «Русал» (в лце Красноярского металлургического завода), а также горнорудная компания «Амикан», Новоангарский обогатительный комбинат, ООО «Сиблеспроект» и ООО «Кингашская ГРК». Основная часть из них планирует реализовать проекты именно в географической зоне Ангаро-Енисейского кластера; а Кингашский ГОК в Саянском районе на юге края и листопрокатный комплекс на КраМЗе, в самом Красноярске, будут включены в кластер путем единой энергетической инфраструктуры. Ее основой станет Нижнеангарская ГЭС – пятая в ангаро-енисейском каскаде, которую «Евросибэнерго» планирует построить в крае, и с помощью высоковольтных линий передавать ее мощность (около 1,1 ГВт) объектам кластера.
Реализацию проекта планируется начать в текущем году и в целом завершить его к 2020 году (хотя понятно, что эти планы предварительны, ведь только строительство ГЭС займет не менее девяти лет). Бюджетные и экономические эффекты впечатляют: 210 млрд рублей инвестиций в экономику Красноярского края позволят нарастить за 10 лет налоговую базу на 130 млрд рублей (в том числе более 75 млрд – в бюджет федеральный), создать около 6,5 тыс. новых и постоянных рабочих мест (на этапе строительства объектов – до 20 тыс.). Вклад в ВВП России может составить 1,5%, в валовый продукт Красноярского края – 54%. Добыча золота может вырасти на 13,5 тонн в год, никеля – на 45,1 тыс. тонн, увеличится и выпуск пиломатериалов (на 157 тыс. кубометров в год) и производства периклазовых порошков (на 100 тыс. тонн).
Кроме того, будут расшиты узкие места в энергетической инфраструктуре и решены застарелые проблемы с транспортной доступностью ряда территорий края (прежде всего правобережья Ангары и нисе). ые дороги и мосты позволят обеспечить сообщение населенных пунктов правобережья Енисейского района, где проживает более 18 тыс. человек, с паромными переправами, расположенными в районе поселка Епишино; населенных пунктов Мотыгинского района (16,1 тыс. человек) с Высокогорским мостом, а жителей Саянского района (11,94 тыс. человек) с сетью автодорог общего пользования.
Заинтересованность частных инвесторов – главное преимущество проекта Ангаро-Енисейского кластера. Гендиректор Новоангарского обогатительного комбината Владимир Буреев заметил, то перспективы только его производства огромны – в будущем, по его словам, ему может понадобиться даже железная дорога.
Алексей Текслер, управляющий директор красноярской бизнес-единицы ЗДК «Полюс», заявил, что сейчас его компания вынуждена половину необходимой мощности генерировать самостоятельно. А потому, получив электричество по сетям ФСК от новой генерации, сможет ускоренными темпами развивать свой Благодатинский ГОК. «Сегодня нужно смело говорить о новой индустриализации Сибири. Да, нам нужно думать и об инновция, всоких технологиях, но не стоит забывать и о базовых конкурентных преимуществах макрорегиона. Их развитие поможет и инновационному развитию», – справедливо заметил Текслер. И добавил, что крупные инвесторы – такие как «Полюс», нефтегазовые компании или металлурги – могут стать реальными драйверами и локомотивами роста Сибири. И что, реализуя свои проекты, они смогут создать спрос и на инновации.