Эксперты считают, что граждане Красноярского края созрели до понимания жизненной необходимости сохранения чистой окружающей среды. Правда, на запросы общества не всегда откликаются чиновники. Как действовать в такой ситуации? Ответ на этот вопрос представители различных экологических организаций искали на круглом столе «Обтвенный экологический контроль в Красноярском крае: направления и перспективы», организованном КРОЭО «ПЛОТИНА».
Когда их услышали
Днём рождения общественного экологического движения в Красноярском крае можно считать тот момент, когда значительная часть столицы регона ь против предполагаемого строительства ферромарганцевого заоа. Почти четыре года общественность выходила на митинги, писала петиции, пикетировала кабинеты власти. И добилась того, чтобы мнение народа услышали. В 2012 году бывший губернатор Красноярского края Лев Кузнецов сообщил: он окончательно принял решение об остановке реализации проекта завода ферросплавов и расторг соглашение с инвестором. Это произошло несмотря на многочисленные доводы и экспертизы, говорящие об экологической безопасности предприятия. Жители города были обеспокоены возможным загрязнением окружающей среды, и власть встала на сторону касоярцев.
2014 год ознаменовался общественным обсуждением строительства подземной исследовательской лаборатории радиоактивных отходов, которая должна появиться в Железногорске — в недрах Нижнеканского горного массива. На протяжении нескольких заседаний общественников убеждали: хоронить отходы в крае не собираются. Не факт, что и после исследования они останутся у нас. Тем не менее, проект настораживает, а значит – требует всестороннего изучения.
Специалисты структуры «Росатома» уверяли: общественность будут информировать о прохождении всх этапов строительства. Кроме того, от активистов-экологов хотели услышать «добро» на начало возведения объекта. В этом случае работы стартуют уже в 2016 году. А завершиться строительство должно к 2024-му.
Обсуждение этого животрепещущего вопроса продолжилось и в 2015 году. Летом эксперты собрались, чтобы рассмотреть материалы обоснования лицензии на строительство подземной лаборатории. Общественники сходились во мии: объект крайне необходим отечественной атомной отрасли, нужны способы безопасного захоронения радиоактивных отходов. Но строиелство необходимо курировать. Кстати, многие изменения, внесенные в проект подземной исследовательской лаборатории, родились как раз в результате дискуссии с членами Гражданской ассамблеи Красноярского края и общественного совета госкорпорации «Росатом». Неравнодушие и критические замечания общественников помогли составить вполне приемлемый документ.
Лунный пейзаж золотоносной жилы
За большими экологическими проблемами общественники не забывают о «малом» — о том, что находится рядом с нами каждый день. Обеспокеннсть вырубкой лесов и загрязнением рек добровольцы продемонстрировали на круглом столе, который недавно прошел в Красноярске. Основными темами обсуждения стали проблемы взаимодействия с органами власти. Общественники уверяли: от них стараются отмахнуться, их не слышат или не хотят слышать.
Уже три года Красноярская региональная общественная экологическая организация «Плотина» ведет космический мониторинг рек Мотыгинского и Северо-Енисейского районов, где старательские артели моют золото. Наблюдатели отмечают: нарушений — множество. При том из года в год загрязняют реки одни и те же золотодобывающие организации.
«В текущем сезоне, с мая по октябрь 2015 года, мы зафиксировали 49 фактов загрязнения рек Нижнего Приангарья, – рассказывает председатель общественной экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края и директор «Плотины» Александр Колотов. – Все эти факты были переданы в Росприроднадзор и краевое министерство природных ресурсов и кологии. Болшинство случаев загрязнения, указанных в нашем обращении, Росприроднадзор подтвердил».
«Плотина» тетий года сотрудничает с некоммерческим партнерством «Прозрачный мир», которе проводит космический мониторинг ерритории. По словам Александра Колотова, специалисты могут на снимках расшифровать места загрязнения воды. Но сами старатели действуют так, как будто никакая инспекция до них не доедет, ведь Нижнее Приангарье так далеко.
«Росприроднадзор по нашим данным проводит проверки с забором проб воды, — говорит Колотов. – Привлекает нарушитлей к административной ответственности. На них накладываются штрафы. Но за зиму представители компаний оспаривают документы надзорной организации и дальше продолжают свое дело».
Мониторинг показывает, что большинство грязевых шлейфов тянется на сотни километров по руслу. А это значит – загрязнение происходит непрерывно. На самом деле вынос веществ связан с прошлыми работами по добыче рассыпного золота. То есть старатели, отработав этот участок, не провели рекультивацию земель. Не проводят ее и нынешние работники.
«А рекам ребуются десятилетия, чтобы прийти в нормальное состояние после ухода золотодобытчиков, — констатирует общественник. – Старатели, уходя с территории, превращают верховья рек в лунный пейзаж. Мы добиваемся, чтобы Росприроднадзор направил в Москву предложение об отзыве лицензии у одной из артелей, которая систематически загрязняет окружающую среду. Но, видимо, наша общественная организация надоела уже и самой надзорной организации».
После последнего заявления «Плотины» общественникам пришло из Росприроднадзора письмо, в котором содержалось трбование прилагать к космическим снимкам еще и пробы воды с места загрязнения. Активисты понимают: им не по силам проводить такие исследования. А значит, мониторинг придется прекратить. И будет ли кто-то, кроме них, следить за сохранением экологии в отдаленных районах золотодобычи – большой вопрос.
А компенсируют сколько?
Немало вопросов возникает и у другой общественной организации, борющейся с незконной вырубкой ре под объекты Универсиады-2019.
«Наша общественная деятельность началась год назад, когда объекты Унверсиады зашли в экологический каркас города – на территорию Долгой гривы (Николаевская сопка и бывший пионерлагерь «Радуга»),- говорит активистка-общественница и президент Союза лыжников-гонщиков Красноярского края Наталья Подоляк. – Проводили митинги, писали обращения в министерства, губернатору, президенту. В результате появилось распоряжение губернатора Красноярского края от 26 мая 2015 года. В документе говорится об охране зеленых насаждений в Красноярске. Для нас это большая помощь».
За документом последовали действия, котрые, впрочем, разочаовали общественников. Первые же вырубки на Николаевской сопке показали, что уничтожается гораздо больше заявленного количества деревьев. По подсчетам общественников — в несколько раз! И это только треть планируемых вырубок.
«В документе значилось, что на территории 4,8 гектара будет вырублено 1855 деревьев. А когда мы провели обработку информации по заложенным пробным площадям, оказалось, что на такой территории находится 5855 зеленых насаждений, — возмущается Наталья Подоляк. – Через депутатов запросили план вырубки, нам ответили, что это секретная нформация. А ведь искусственно занижая показатели вырубок, мы рискуем недосчитаться компенсационных осадок».
Долгая грива — благоприятная территория, сосны здесь могут расти более 300 лет. Под вырубку сегодня идут 150-летние красавицы. Общественники огорчаются: даже если власти организуют компенсацию вырубленных деревьев, эту уникальную территорию нам уже не вернуть. Красноярск лишится ее навсегда.
ХХХ
И Наталья Подоляк, и другие общественники отмечают: чтобы добиться результата, сегодня не стоит делать ставку на чиновников. Чаще всего они отделываются от активистов-экологов отписками. Единственная реальная сила защиту экологии – общественное мнение. И чем грмче оно будет звуать, тем скорее решатся проблемы.