В результате обсуждения участники круглого стола высказали следующие мнения и предложения.
По вопросу о соответствии проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» основным приоритетам в социальной и экономической политике Концепции Долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. и Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года:
Участниками была отмечена необходимость доработки Инвестиционного проекта «Комплексного развития Нижнего Приангарья» с учетом стратегических задач, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. и Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года.
Необходимость доработки Инвестиционного проекта обусловлена следующими факторами:
1. Ошибками в планировании, обозначившимися при реализации Инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». Например, невыполнением сроков этапов реализации Инвестиционного Проекта, возникшей несогласованностью между сроками запуска Богучанской ГЭС и созданием промышленных мощностей, потребляющих её энергию.
2.Требованиями стратегических программ развития Сибири и России к экологическим и социальным аспектам планирования, что не было предусмотрено в Инвестиционном проекте «Комплексное развитие Нижнего Приангарья».
3. Появлением новых крупных проектов, планируемых к реализации на территории Нижнего Приангарья, но не вошедших в первоначальный Инвестиционный проект. Например, планы ОАО «ЕвроСибЭнерго» по строительству Нижнеангарской ГЭС на р. Ангара.
В связи с этим участники круглого стола высказали общее мнение:
1. О важности формирования стратегических документов социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока и углубленной проработки механизмов их реализации. В этих условиях с учетом трансформации мирового экономического порядка возникает необходимость в разработке федеральной целевой программы комплексного развития регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, основой которой может стать Специальная программа и Генеральная схема долгосрочного комплексного инновационного развития Восточной Сибири и Дальнего Востока с участием руководителей и специалистов федеральных и региональных органов государственного управления, Российской академии наук, отраслевых (ведомственных) и корпоративных научных учреждений, неправительственных общественных организаций, компаний реализующих, либо планирующих реализацию инвестиционных проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
2. О необходимости разработки Федеральной целевой программы социально-экономического развития Нижнего Приангарья до 2020 года с учетом требований Концепции Долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. и Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, а затем доработки на ее базе Инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья».
3. О необходимости проведения стратегической экологической оценки Федеральной целевой программы (ФЦП) социально-экономического развития Нижнего Приангарья до 2020 года.
4. О необходимости участия граждан в принятии решений как по отдельным инвестиционным проектам Нижнего Приангарья, так и по ФЦП в целом.
По вопросу об экологической безопасности Ангаро-Енисейского каскада ГЭС необходимо:
1. На основе стратегической общебассейновой оценки разработать для каждого крупного речного бассейна Сибири и Дальнего Востока нормы допустимого совокупного (кумулятивного) воздействия, разумно ограничивающие и оптимизирующие строительство ГЭС и другую хозяйственную деятельность
2. Разработать новые Правила использования водных ресурсов (ПИВР) и Правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада ГЭС на основе современной информации с учетом влияния изменения климата и учесть в них потребности обеспечения экологического попуска и иных экологических требований к гидрологическому режиму реки Ангара и озера Байкал.
3. Необходимо оптимизировать параметры попуска в период паводков и наводнений с учетом изменения климата и антропогенной нарушенности водосборной территории рек.
Различия в подходах
Позиция НПО:
- Решение о пуске Богучанской ГЭС должно приниматься с учетом новых утвержденных ПИВР водохранилищ (определяющих режим их использования, в том числе режим наполнения и сработки водохранилищ, учет эффекта каскадности) и Правил технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада ГЭС. В противном случае не будут обеспечены нормативные требования гидрологической безопасности ГЭС, нарушения которых могут привести к катастрофическим последствиям для жизни и здоровья населения, природных комплексов, попадающего в зону воздействия ГЭС.
- Пуск Богучанской ГЭС до проведения общественных слушаний по ОВОС актуализированного Технического проекта строительства БоГЭС противоречит нормам действующего законодательств и поэтому недопустим.
Группа компаний EN+ считает, что не следует взаимно обуславливать эти процессы; проект БоГЭС не нуждается в ОВОС, поскольку все необходимые процедуры были соблюдены; решение о пуске Богучанской ГЭС можно принять на основе временных ПИВРов и временных Правил технической эксплуатации и благоустройства водохранилища БоГЭС.
По вопросу о мероприятиях по совместному решению выявленных проблем:
1. Содействовать доработке Инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», включая проведение стратегической экологической оценки ФЦП «Социально-экономическое развитие Нижнего Приангарья до 2020 г.».
2. Продолжить обсуждение экологических, социальных и экономических вопросов освоения Нижнего Приангарья в рамках Красноярского экономического форума 2012 года. В состав участников круглого стола включить представителей общественных организаций и независимых экспертов.
3. Для решения спорных вопросов организовать встречу с ОАО «РусГидро» в феврале 2012 г. с приглашением всех заинтересованных сторон.
4. На ближайшем бассейновом Совете при Енисейском бассейновом водном управлении обсудить вопросы гидрологической безопасности строительства Богучанской ГЭС.
5. Опубликовать результаты круглого стола.