Красноярск, 18.02.2012. Круглый стол "Эколого-экономические аспекты инвестиционных проектов развития Восточной Сибири (на примере Нижнего Приангарья)".
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ С УЧЕТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ. Руднов Валерий Михайлович (директор красноярского филиала ЗАО "Сибирский ЭНТЦ").
Стенограмма выступления на круглом столе
Тема моего доклада не совсем правильно сформулирована — «Оценка влияния на биоразнообразие рек». Тема биоразнообразия и так достаточно освещена, и это не совсем моя специализация. Я возглавляю красноярский филиал ЗАО «Сибирский ЭНТЦ», в состав которого входит Красноярскгидропроект, специализирующийся на проектировании электростанций. В своем докладе я хотел бы рассказать о том, каким образом мы ведем свою деятельность, как работаем, на основе чего принимаем решения.
Вопрос по разработке проектно-сметной документации: мы ведем свою деятельность в соответствии с законом «Об охране окружающей среды» и положением «Об оценке намечаемой хозяйственной деятельности». В каждом нашем проекте разрабатывается ОВОС.
С чего все начинается? Сначала возникает идея, причем идея возникает не у нас, а у заказчиков, которые собираются заниматься той или иной производственной деятельностью. Далее проводится исследование рынка, разрабатываются какие-то варианты… В частности, если говорить об энергетике, в советское время разрабатывались схемы размещения электростанций с учетом развития территорий, в них были рассмотрены различные варианты: где можно построить электростанцию, какие будут затраты, каково будет воздействие и с чем оно связано. Далее принималось решение о том, что делать, выбирался один вариант и велась деятельность.
Сейчас схема практически ничем не отличается, материалы используются прежние, которые еще в советское время разработали, новых схем размещения гидроэлектростанций не разработано.
Когда определен вариант, начинается наше взаимодействие с заказчиком. В первую очередь мы разрабатываем декларацию о намерениях, в которой мы формируем состав технических решений: у заказчика есть вопрос о получении электроэнергии, мы в своей декларации показываем, каким образом этого можно технически достичь, какие есть технические параметры гидростанции, в каком месте, сколько это будет стоить, какие природные условия, какое — как мы понимаем — может быть оказано воздействие. Основные моменты воздействия, которые всегда у нас были, это воздействие на биоразнообразие рек, воздействие на рыбу, это затопление территорий — лес, это изъятие каких-то разработанных земельных угодий, нарушение коммуникаций, инфраструктуры, археологические памятники, охраняемые объекты и санитарное состояние водохранилища. Вот эти основные моменты, которые всегда были.
Сформулировав декларацию о намерениях, мы передаем документацию заказчику, после чего она передается уже на общественное обсуждение. Она передается на места, власти, и далее идет уже обсуждение. На основании этой декларации мы формулируем техническое задание на разработку документации — именно технических параметров гидростанции, формируем техническое задание на оценку воздействия на окружающую среду.
Собственно, в этой декларации о намерениях мы говорим о том, что мы хотим делать и приглашаем всех, включая общественность, высказать свои замечания, свои предложения, сказать, что не нравится, чтобы в дальнейшем эти вопросы можно было проработать. Любое отрицание — «я просто не хочу» — оно неконструктивно. Жизнь идет, страна в любом случае будет развиваться, страна требует электроэнергию для своего развития, все хотят жить лучше, и появление при этом новых энергетических объектов неизбежно. Соответственно, стоит задача создать энергетический объект, найдя компромисс между техническим решением и минимальным воздействием на окружающую среду.
Сформулировав требования, мы проводим общественные слушания или обсуждение технического задания на ОВОС. Затем формулируется техническое задание на изыскания, определяются этапы разработки, далее мы приступаем к поэтапному выполнению работ: инженерные изыскания, включая экологические, разработка на основе предварительных экологических и инженерных изысканий технических решений, которые более точно уже показывают, что это будет, какие условия, какой экологический вред может быть нанесен. Это уже этап промежуточного рассмотрения, соответственно, вместе с заказчиком может быть принято решение об отказе от чего-то. Дальше, если мы видим, что возможно строительство объекта, мы разрабатываем предварительную ОВОС — имеется в виду, что выполняются все составные части оценки воздействия на окружающую среду, согласно вышеназванным нормативным документам. Производится оценка затрат и экономической привлекательности…
Если дальше, выходя на общественные слушания, мы получаем поддержку, идет доработка ОВОС и принятие проектной документации. Если же в ходе общественных слушаний мы получаем какую-то негативную информацию, категорический отказ или выясняем, что не учли какие-то особенности, то ОВОС возвращается на доработку или принимается решение о невозможности дальнейшего строительства и реализации данного проекта.
Характерным примером общественных слушаний, принятия отрицательного решения — это уже не наш опыт, а опыт «РусГидро» — был проект по Туруханской ГЭС.
По данной схеме мы сейчас разрабатываем документацию для проекта на Алтае — каскада ГЭС на реке Мурта: там у нас была схема разработана, сейчас мы провели общественные обсуждения технического задания, получили одобрение и поддержку, был высказан также ряд критических замечаний по доработке и включению определенных работ. По этой же схеме мы сейчас работаем по Транссибирской ГЭС, разрабатываем документацию. Здесь мы, правда, находимся в начале пути — разрабатываем декларацию о намерениях, поскольку, хотя какие-то работы уже ранее проводились, современного актуального технического предложения на строительство гидростанции на сегодняшний день нет.
На этом, наверное, я закончу. Если будут какие-то вопросы, то мне будет проще ответить на них письменно.