Приложение к протоколу Круглого стола.
Коржубаев Андрей Геннадьевич (д. э. н., заведующий отделом темпов промышленного производства Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН).
Уровень и качество жизни большинства населения Восточной Сибири и Дальнего Востока России значительно уступают как показателям индустриально развитых регионов Европейской части страны и Западной Сибири, так и ряда соседних стран АТР. Продолжается естественная и механическая убыль населения. При этом экологическая обстановка в ряде промышленных центров региона близка к критической.
Важнейшее направление долгосрочного устойчивого развития экономики России и усиления международных позиций страны – обеспечение долгосрочного устойчивого развития на основе комплексного использования природно-ресурсного потенциала Восточной Сибири и Дальнего Востока, развития энергетической, транспортной, туристско-рекреационной, добывающей, перерабатывающей и социальной инфраструктуры, включая модернизацию системы подготовки кадров, стимулирование разработки и внедрения перспективных отечественных НИОКР, адаптацию самых передовых мировых технологий, обеспечение экологической безопасности проектов.
В сфере демографии в отличие от существующих инерционных подходов необходимо добиться сначала стабилизации численности населения регионов, а затем – создания предпосылок его роста на основе использования в различных пропорциях как воспроизводственных, так и миграционных ресурсов. Положительный пример в истории России, когда за счет освоения ресурсного потенциала Севера Западной Сибири в регионе произошло резкое увеличение численности населения, развитие добывающих отраслей стимулировало развитие инфраструктуры, смежных отраслей и несырьевого бизнеса.
Важное условие перехода на траекторию устойчивого инновационного развития Восточной Сибири и Дальнего Востока – обеспечение первоначальных крупных государственных инвестиций в развитие транспортной, перерабатывающей и социальной инфраструктуры, что стимулирует приток российских и иностранных частных инвестиций, позволит запустить механизм саморазвития региона, после чего уровень государственного участия в капитальных вложениях может быть снижен.
Основные механизмы повышения эффективности, инновационного развития и формирования национальной технологической базы российского машиностроения: законодательное установление степени локализации проектов по всем видам оборудования и услуг при отмене импортных пошлин для технологий и оборудования, необходимых для модернизации российской экономики и не имеющих аналогов в России.
В этих условиях с учетом трансформации мирового экономического порядка возникает необходимость в разработке федеральной целевой программы комплексного развития регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, основой которой может стать Специальная программа и Генеральная схема долгосрочного комплексного инновационного развития Восточной Сибири и Дальнего Востока с участием руководителей и специалистов федеральных и региональных органов государственного управления, Российской академии наук, отраслевых (ведомственных) и корпоративных научных учреждений, неправительственных общественных организаций, компаний реализующих, либо планирующих реализацию инвестиционных проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке