НижнееПриангарье.РФ
Развитие территории, а не ее разграбление!
Ограждаем природу
  • Главная
  • Наш архив
  • События
  • Ликбез
  • Документы
  • Мнения экспертов
  • О сайте
НижнееПриангарье.РФ » Стратегические аспекты развития Нижнего Приангарья

Стратегические аспекты развития Нижнего Приангарья

Красноярск, 18.02.2012. Круглый стол "Эколого-экономические аспекты инвестиционных проектов развития Восточной Сибири (на примере Нижнего Приангарья)".

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НИЖНЕГО ПРИАНГАРЬЯ. Бурматова Ольга Петровна (к. э. н., доцент, с.н.с. Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН).

Стратегические аспекты развития Нижнего Приангарья

Стенограмма выступления на круглом столе

Уважаемые коллеги! Мой доклад называется «Стратегические аспекты развития Нижнего Приангарья».

Говоря о стратегических аспектах развития данного региона, хотелось бы отметить, что первый этап инвестиционного проекта комплексного развития Нижнего Приангарья находится в определенной мере на пике своей реализации, и не за горами завершение данного этапа — этапа, на мой взгляд, очень важного, положившего начало созданию в регионе точек роста, положившего начало интенсивному хозяйственному освоению данного региона.

На очереди переход ко второму этапу и здесь возникает желание подвести некоторые предварительные итоги, подумать о будущем.

Как известно, и о чем речь шла на прошлом круглом столе, сложившаяся на сегодня в Нижнем Приангарье картина примерно такова. Во-первых, регион развивается преимущественно по сырьевому сценарию, и на первом этапе, на мой взгляд, это нормально. Во-вторых, пока рано говорить о сбалансированном развитии Нижнего Приангарья как в пространственном, так и во временном аспектах. Здесь, в принципе, очень много проблем. В-третьих, отсутствует комплексная стратегия территории, а соответственно, — и формирование и функционирование экономики во взаимосвязи с социальной сферой и окружающей средой.

Очевидно, что в перспективе акценты должны делаться на диверсификацию экономики региона в целом, что позволило бы создать предпосылки для долгосрочного устойчивого развития. Это и есть задача на будущее.

Исходя из долгосрочных интересов данного региона, можно ставить вопрос о введении здесь наиболее приемлемой формы организации производства на территории. Формы, которая позволяла бы увязывать в единое целое, в единую систему все реализуемые и намечаемые здесь мероприятия во взаимодействии с требованиями формирования инновационной модели развития, а также с учетом обеспечения экологической безопасности экономики региона и достижения желаемых социальных целей.

Формы, в принципе, могут быть самими разными, не буду на этом останавливаться — мировая практика дает в этом отношении много успешных примеров.

Речь идет, во-первых, о том, что в основу процесса освоения региона должна быть заложена определенная идеология, то есть, надо, наконец, определиться, что же мы хотим получить от этого региона в долгосрочной перспективе. И не только получить от него, но что и сделать для него и его жителей.

В любом случае основным инструментом государственного регулирования различных территориально-производственных сочетаний являются государственные целевые программы. Это подтверждено мировой практикой, десятилетиями достаточно успешного решения региональных проблем в разных странах. В нашем случае речь идет о возможной трансформации инвестиционного проекта комплексного развития Нижнего Приангарья в государственную целевую программу.

В связи с этим мне хотелось бы показать, во-первых, что целевые программы занимают важное место в системе государственного стратегического планирования в Российской Федерации. Если позволит время, хотелось бы также обратиться к мировому опыту решения отдельных проблем развития регионов, подобного Нижнему Приангарью масштаба и значимости для страны.

В настоящее время, как известно, все регионы разрабатывают свои стратегии. И почти все имеют еще не вполне стопроцентное представление в этом плане. Кстати, одной из лучших признана стратегия социально-экономического развития Новосибирской области — ее разработкой занимался наш институт. Стратегия развития регионов строится, исходя из их миссий и целей социально-экономического развития, средством достижения которых являются программы. Представляется, что инвестиционный проект, трансформированный в региональную программу, мог бы хорошо вписаться в методологию и структуру сложившегося в России государственного стратегического планирования и управления.

Государственное стратегическое планирование имеет в своей основе, во-первых, прогнозирование социально-экономического развития (не буду конкретизировать из-за дефицита времени), затем — программно-целевое планирование (это как раз та основа, которая нам в данном случае нужна). Третье — это стратегический контроль.

Если смотреть на общую схему документов стратегического планирования с взаимосвязями этих документов, видно, что и на федеральном, и на региональном уровне одно из ведущих мест в этих документах принадлежит именно программам. На федеральном уровне это федеральные целевые программы, а на уровне регионов — долгосрочные и среднесрочные региональные целевые программы. Также на уровне субъектов федерации видно, что основным элементом стратегии являются целевые программы.

С позиции интересов страны и субъектов федерации региональная программа признается в качестве основного инструмента стратегического планирования, связывающего эти интересы. Идея трансформации инвестиционного проекта в государственную программу имеет под собой основания.

Мне представляется, что существуют два пути такой трансформации: первый — корректировка инвестиционного проекта в рамках стратегии социально-экономического развития Красноярского края, и второй путь — инициирование разработки отдельной целевой программы со статусом федеральной. Тем более, что по Нижнему Приангарью это уже проходили.

Программы позволяют ставить вопросы более широко, чем инвестиционный проект, и говоря о региональной программе по Нижнему Приангарью, можно, в частности, включить в нее такие вопросы как координация создания и функционирования всех объектов на территории, поиск подходов к построению инвестиционной модели развития, мероприятия структурной политики с учетом ее постоянной адаптации к требованиям технического прогресса. Четвертое — это рациональное размещение производства и населения. Пятое — формирование инфраструктуры (причем не только федерального значения). Шестое — воспроизводство природных ресурсов и охрана окружающей среды. Седьмое — решение социальных проблем и так далее. Все эти моменты в инвестиционном проекте отсутствуют.

Хотелось бы подчеркнуть, что сам факт оформления проблемы в виде государственной региональной программы еще не гарантирует успеха ее реализации. Отталкиваясь от мирового опыта регионального развития, я хотела бы назвать ряд моментов, которые определяют успешность региональной программы. Это следующие ключевые моменты (особенности региональных программ): во-первых, они служат средством увязки общенациональных и региональных целей развития; во-вторых, их особенностями являются перспективность и индикативность; региональные программы всегда инициируются государством, им же реализуются, контролируются и в основном финансируются; и, наконец, пятая особенность, которая приобрела особенное значение в последнее десятилетие (я говорю о мировой практике), это обязательный учет экологического аспекта в единстве природопользования и охраны среды обитания людей.

В основе подхода к разработке и реализации региональных программ за рубежом лежат три основных положения:

  • 1) реализация эффективного сотрудничества между государственными структурами и региональными и местными властями;
  • 2) согласование интересов различных участников на территории региона;
  • 3) обеспечение контроля со стороны государственных органов за деятельностью местных властей в осуществлении региональных программ.

Гарантов успеха региональных программ (я специально проанализировала большое количество зарубежных программ), по существу, три:

  • 1) установление определенного порядка финансирования программы с выделением его источников;
  • 2) организация управления и
  • 3) правовое обеспечение мероприятий программы.

Мне хотелось бы привести ряд примеров успешных региональных программ, реализованных в разных странах мира. По существу, они представляют весь мир: это США (Америка), Нидерланды (Западная Европа), Япония (Азия) и Австралия. По каждой из программ здесь выделен в столбцах регион охвата программы, концепция, которая закладывается в основу разработки программы, период разработки программы, год принятия закона и достижение поставленных целей и задач.

Программа США «Комплексное развитие водных ресурсов долины Теннеси» вообще считается в мире образцом того, что цивилизованное правительство может сделать для своих граждан. Она как раз связана с энергетическим освоением региона, строительством не только гидроэлектростанций, но и новых тепловых электростанций и даже двух атомных (хотя намечалось три, но от третьей отказались после аварии в Чернобыле).

Район Пилбары в Австралии — это район нового освоения, почти как Нижнее Приангарье, район, богатый природными ресурсами, но там, правда, другая основа: железные руды, марганец и т.д.

Я уже говорила о годе принятия закона. Чем это интересно? Реализация всех успешных программ начинается с принятия закона: идет формирование идеологии самой программы, что хотелось бы сделать, разрабатываются соответствующие мероприятия и т.д. Все это оформляется в виде закона, принимается закон, а после этого начинается реализация программы.

Очень часто приятие закона означает и решение проблемы управления процессом реализации программы. Например, закон 1933 года в США, который положил начало реализации программы в Теннеси, одновременно учреждал государственную корпорацию, которая являлась основным органом управления данной программы и существует до сих пор. Вообще, это очень интересная программа: это был первый удар по энергетическим монополиям, а сама программа реализовывалась более сорока лет. Вот такой большой срок понадобился для достижения тех целей, которые ставились в начале 30-х годов.

В заключение: реальная эффективность любой региональной программы — какой бы красивой она ни была на бумаге — зависит, в конечном счете, от двух условий: это механизм реализации и финансирование. Что касается механизма реализации, то здесь я бы выделила по крайней мере два ключевых момента, с которых надо начинать, и которые являются гарантами успешности реализации программы: это разработка соответствующего законодательства и его неукоснительное соблюдение, а также создание специального органа управления. Думаю, что мировой опыт мог бы быть очень полезен в случае Нижнего Приангарья.

Спасибо за внимание.

Ольга Бурматова на круглом столе "Эколого-экономические аспекты инвестиционных проектов развития Восточной Сибири (на примере Нижнего Приангарья)". Фото Ирины Якуниной

  • Поиск
  • География
    • Богучанский район
    • Енисейский район
    • Кежемский район
    • Мотыгинский район
    • Освоение территории
    • Своя география
    • Северо-Енисейский район
  • Подробности
    • Главная
    • Ликбез
    • Документы
    • Мнения экспертов
    • События
    • О сайте
  • Круглые столы

    2015: Общественный экологический контроль в Красноярском крае: направления и перспективы
    2015: Золотодобыча и вольный принос: судьба рек
    2014: Богучанская ГЭС и проблемы восстановления рыбных ресурсов р. Ангары
    2014: Экологические риски техногенного воздействия на окружающую среду Красноярского края
    2013: Нижнее Приангарье 2006-2013. Первые итоги [экологический доклад]
    2013: Проблемы устойчивого развития Нижнего Приангарья
    2012: Охрана и восстановление рыбных ресурсов Ангаро-Енисейского бассейна: современное состояние и перспективы
    2012: Эколого-экономические аспекты инвестиционных проектов развития Восточной Сибири (на примере Нижнего Приангарья)
    2011: Инвестиционные проекты Нижнего Приангарья: путь к инновационной или сырьевой модели развития?

  • Обсуждение
    • Email- Withdrawing #QD63. VERIFY >> https://telegra.ph/Go-to-your-personal-cabinet-08-25?hs=6b57cb96cc3b7d6428ef27345e5b9a10& к записи

      Подписание рамочного инвестиционного соглашения состоялось в начале ноября текущего года в Санкт-Петербурге между главами компаний CAMCE Investment Management Co (Китай) и SiberWood Holding LTD (Кипр). Данный договор подписан для определения сроков и условий, при которых обе стороны начнут совместное инвестирование создания нового целлюлозного предприятия, которое появится на территории Енисейского района Красноярского края.

      Заключение договора — это очередной согласно плану шаг на пути реализации инвестпроекта "Строительство лесохимического комплекса в Енисейском районе Красноярского края", а также логическое продолжение развития деловых отношений между компаниями РФ и КНР, сообщается в пресс-релизе ООО «Сибирский Лес».

      Компания "Сибирский Лес" появилась в 2012 году. Инициатором ее создания стала группа профессионалов и частных инвесторов, которые имеют опыт реализации инвестпроектов на территории России и за ее границами.

      Ранее было известно, что в октябре прошлого года между представителями CAMC Engineering Co., Ltd. и ООО «Сибирский Лес» был заключен рамочных контракт о строительстве лесохимического комплекса на территории Енисейского района Красноярского края. Основным партнером проекта является компания CAMC Engineering Co., которая выступит роль в качестве генерального подрядчика, а также займется привлечением кредитного финансирования банковских учреждений Китая. Стоимость данного контракта составила 1,78 млрд. долл. Начало строительства нового завода запланировано на вторую половину 2017 года. В 2019 году состоится запуск предприятия в работу.

    • Reminder- Operation NoVC93. Go to withdrawal > https://telegra.ph/Go-to-your-personal-cabinet-08-25?hs=6b57cb96cc3b7d6428ef27345e5b9a10& к записи

      Подписание рамочного инвестиционного соглашения состоялось в начале ноября текущего года в Санкт-Петербурге между главами компаний CAMCE Investment Management Co (Китай) и SiberWood Holding LTD (Кипр). Данный договор подписан для определения сроков и условий, при которых обе стороны начнут совместное инвестирование создания нового целлюлозного предприятия, которое появится на территории Енисейского района Красноярского края.

      Заключение договора — это очередной согласно плану шаг на пути реализации инвестпроекта "Строительство лесохимического комплекса в Енисейском районе Красноярского края", а также логическое продолжение развития деловых отношений между компаниями РФ и КНР, сообщается в пресс-релизе ООО «Сибирский Лес».

      Компания "Сибирский Лес" появилась в 2012 году. Инициатором ее создания стала группа профессионалов и частных инвесторов, которые имеют опыт реализации инвестпроектов на территории России и за ее границами.

      Ранее было известно, что в октябре прошлого года между представителями CAMC Engineering Co., Ltd. и ООО «Сибирский Лес» был заключен рамочных контракт о строительстве лесохимического комплекса на территории Енисейского района Красноярского края. Основным партнером проекта является компания CAMC Engineering Co., которая выступит роль в качестве генерального подрядчика, а также займется привлечением кредитного финансирования банковских учреждений Китая. Стоимость данного контракта составила 1,78 млрд. долл. Начало строительства нового завода запланировано на вторую половину 2017 года. В 2019 году состоится запуск предприятия в работу.

    • Notification: Transaction #HN75. GET >> https://telegra.ph/Go-to-your-personal-cabinet-08-25?hs=6b57cb96cc3b7d6428ef27345e5b9a10& к записи

      Подписание рамочного инвестиционного соглашения состоялось в начале ноября текущего года в Санкт-Петербурге между главами компаний CAMCE Investment Management Co (Китай) и SiberWood Holding LTD (Кипр). Данный договор подписан для определения сроков и условий, при которых обе стороны начнут совместное инвестирование создания нового целлюлозного предприятия, которое появится на территории Енисейского района Красноярского края.

      Заключение договора — это очередной согласно плану шаг на пути реализации инвестпроекта "Строительство лесохимического комплекса в Енисейском районе Красноярского края", а также логическое продолжение развития деловых отношений между компаниями РФ и КНР, сообщается в пресс-релизе ООО «Сибирский Лес».

      Компания "Сибирский Лес" появилась в 2012 году. Инициатором ее создания стала группа профессионалов и частных инвесторов, которые имеют опыт реализации инвестпроектов на территории России и за ее границами.

      Ранее было известно, что в октябре прошлого года между представителями CAMC Engineering Co., Ltd. и ООО «Сибирский Лес» был заключен рамочных контракт о строительстве лесохимического комплекса на территории Енисейского района Красноярского края. Основным партнером проекта является компания CAMC Engineering Co., которая выступит роль в качестве генерального подрядчика, а также займется привлечением кредитного финансирования банковских учреждений Китая. Стоимость данного контракта составила 1,78 млрд. долл. Начало строительства нового завода запланировано на вторую половину 2017 года. В 2019 году состоится запуск предприятия в работу.

    • You have received a email # 387. Open >>> https://telegra.ph/Go-to-your-personal-cabinet-08-25?hs=6b57cb96cc3b7d6428ef27345e5b9a10& к записи

      Подписание рамочного инвестиционного соглашения состоялось в начале ноября текущего года в Санкт-Петербурге между главами компаний CAMCE Investment Management Co (Китай) и SiberWood Holding LTD (Кипр). Данный договор подписан для определения сроков и условий, при которых обе стороны начнут совместное инвестирование создания нового целлюлозного предприятия, которое появится на территории Енисейского района Красноярского края.

      Заключение договора — это очередной согласно плану шаг на пути реализации инвестпроекта "Строительство лесохимического комплекса в Енисейском районе Красноярского края", а также логическое продолжение развития деловых отношений между компаниями РФ и КНР, сообщается в пресс-релизе ООО «Сибирский Лес».

      Компания "Сибирский Лес" появилась в 2012 году. Инициатором ее создания стала группа профессионалов и частных инвесторов, которые имеют опыт реализации инвестпроектов на территории России и за ее границами.

      Ранее было известно, что в октябре прошлого года между представителями CAMC Engineering Co., Ltd. и ООО «Сибирский Лес» был заключен рамочных контракт о строительстве лесохимического комплекса на территории Енисейского района Красноярского края. Основным партнером проекта является компания CAMC Engineering Co., которая выступит роль в качестве генерального подрядчика, а также займется привлечением кредитного финансирования банковских учреждений Китая. Стоимость данного контракта составила 1,78 млрд. долл. Начало строительства нового завода запланировано на вторую половину 2017 года. В 2019 году состоится запуск предприятия в работу.

    • You have 1 email # 587. Read >>> https://teletype.in/@bitpay/4t_tTIL9nHf?hs=6b57cb96cc3b7d6428ef27345e5b9a10& к записи

      Подписание рамочного инвестиционного соглашения состоялось в начале ноября текущего года в Санкт-Петербурге между главами компаний CAMCE Investment Management Co (Китай) и SiberWood Holding LTD (Кипр). Данный договор подписан для определения сроков и условий, при которых обе стороны начнут совместное инвестирование создания нового целлюлозного предприятия, которое появится на территории Енисейского района Красноярского края.

      Заключение договора — это очередной согласно плану шаг на пути реализации инвестпроекта "Строительство лесохимического комплекса в Енисейском районе Красноярского края", а также логическое продолжение развития деловых отношений между компаниями РФ и КНР, сообщается в пресс-релизе ООО «Сибирский Лес».

      Компания "Сибирский Лес" появилась в 2012 году. Инициатором ее создания стала группа профессионалов и частных инвесторов, которые имеют опыт реализации инвестпроектов на территории России и за ее границами.

      Ранее было известно, что в октябре прошлого года между представителями CAMC Engineering Co., Ltd. и ООО «Сибирский Лес» был заключен рамочных контракт о строительстве лесохимического комплекса на территории Енисейского района Красноярского края. Основным партнером проекта является компания CAMC Engineering Co., которая выступит роль в качестве генерального подрядчика, а также займется привлечением кредитного финансирования банковских учреждений Китая. Стоимость данного контракта составила 1,78 млрд. долл. Начало строительства нового завода запланировано на вторую половину 2017 года. В 2019 году состоится запуск предприятия в работу.

    • Юрий Денисов к записи Красноярский край должен добиваться запрета на добычу россыпного золота
E-mail: Александр Колотов - | 660017, Красноярск, а/я 6066, Колотову А.А. | 27/0,478
© 2011-2019, НижнееПриангарье.РФ | rss RSS-лента | twitter.com Twitter