Красноярск, 15.02.2013 г.
Круглый стол «Проблемы устойчивого развития Нижнего Приангарья».
Колотов Александр Анатольевич (Международная экологическая коалиция «Реки без границ»). Судьба памятников археологии в зоне затопления Богучанской ГЭС.
1985-2008
В 20 веке при строительстве каскада ГЭС на Ангаре было затоплено более одной тысячи объектов культурного наследия. Только в районе Братского водохранилища, по подсчётам учёных, под воду ушло как минимум 80 млн. единиц культурных ископаемых – от камня до бронзы, золота и керамики. Аналогичная ситуация была и с Енисейским каскадом ГЭС. Под водой оказались уникальные находки при строительстве Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС. Точного количества и состава затопленных памятников археологии до сих пор не определено. Канули в лету уникальные писаницы, эталонные памятники для всех культур эпохи бронзы и раннего железного века, палеолитические стоянки, крупные могильники. Наступил 21 век, но четвертая гидроэлектростанция в ангарском каскаде – Богучанская ГЭС – так и не стала исключением в печальном правиле не обращать внимания на гибель памятников истории и культуры ради получения новых гигаватт мощности из энергии воды.
Хотя начало было обнадеживающим. Со второй половины 1970-х годов археологические исследования на Нижней Ангаре проводились Северо-Ангарской археологической экспедицией Красноярского государственного пединститута и Археолого-этнографической экспедицией Красноярского краевого музея. С 1985 по 1995 годы раскопки в зоне ложа Богучанского водохранилища проводила Богучанская археологическая экспедиция в составе Северо-Азиатской комплексной археологической экспедиции Института Археологии и этнографии СО АН РФ. После замораживания стройки работы были прекращены. Когда строительство вновь возобновилось, археологические работы профинансированы не были, поскольку технология выделения средств на такие стройки замыкалась на ныне упразднённый Росстрой. И действительно, Росстрой выделил деньги на финансирование работ в Красноярском крае. Однако Министерство экономического развития РФ подняло вопрос о том, что строительный фонд, через который пойдут деньги, не имеет права выделять средства на спасательно-археологические работы. Хотя, как отмечали специалисты, археологические работы всегда финансировали по статье «подготовка строительных работ», и данная проблема была создана искусственно гидроэнергетиками (компания «ГидроОГК», ныне «РусГидро»), которые тем самым переложили на плечи государства проблему, связанную с финансированием археологии.
В 2006-2007 годах в рамках предварительного этапа подготовки оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) Богучанской ГЭС Центр по экологической оценке «Эколайн» (Москва) и SE Solutions (ЮАР) подготовили документ под названием «Стратегия по сохранению культурного наследия». Как отмечали разработчики документа: «Реализация предложенной Стратегии позволит эффективно с точки зрения науки и культуры, временных затрат и финансирования организовать работы по сохранению культурного наследия. Данная Стратегия позволит реализовать проект как в соответствии с Российским законодательством, так и в соответствии с Международными требованиями».
Авторы документа особо остановились на нормах российского законодательства применительно к объектам культурного наследия, находящихся в зоне затопления Богучанской ГЭС:
«Вопросы, связанные с охраной и использованием объектов культурного наследия в Российской федерации регулируются Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73 ФЗ от 25.06.2002 г.1
В соответствии с данным законом предусмотрено обязательное выполнение мероприятий по сохранению историко-культурного наследия на территориях, испрашиваемых под различные виды работ и хозяйственной деятельности.
Данный закон ввел понятие «государственной историко-культурной экспертизы». Вышеупомянутая экспертиза проводится до начала проектных, землеустроительных, хозяйственных и иных видов работ, а также до принятия решений органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков и изменении их правового режима (ст.31, ст.33 п.5 ФЗ).
Одним из объектов экспертизы является земельный участок. Экспертиза земельного участка проводится с целью доказательства отсутствия объектов культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, и обоснования допустимости проведения намечаемых работ и хозяйственной деятельности.
Заключение экспертизы об отсутствии объектов археологического наследия является основанием для согласования государственным органом по охране объектов культурного наследия предоставления земельного участка (ст.32 ФЗ).
В случае выявления объектов археологического наследия в составе проекта разрабатывается раздел «Обеспечение сохранности объектов культурного наследия», который определяет мероприятия по сохранению объектов археологического наследия и финансовые затраты на их выполнение.
Все объекты археологического наследия согласно ст. 49 п. 3 находятся в государственной собственности.
На основании ст.ст. 46, 49 ФЗ пользователь земельного участка несет ответственность за сохранность объекта археологического наследия.
Проект предоставляется на согласование государственному органу по охране объектов культурного наследия. Освоение земельного участка (производство земляных, строительных, хозяйственных и иных видов работ) возможно только после письменного разрешения государственного органа по охране объектов культурного наследия (ст. 33 п.8, ст.35 п.1, ст.45 ФЗ).
В ходе выполнения строительных работ представители государственного органа охраны объектов культурного наследия осуществляют археологический надзор за земляными работами.
В соответствии со ст. 36, 37 ФЗ, в случае обнаружения (выявления) в ходе строительных работ объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, работы должны быть незамедлительно остановлены, проектная документация откорректирована в части раздела обеспечения сохранности объектов, выполнены мероприятия по сохранению обнаруженного объекта. Работы могут быть возобновлены по письменному разрешению государственного органа охраны объектов культурного наследия.
На основании Федерального Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и в соответствии с результатами археологической оценки земельного участка, произведенной по представленным материалам, библиографическим и архивным изысканиям, необходимо выполнить археологическое обследование испрашиваемой территории и мероприятия по сохранению объектов археологического наследия. Результаты обследования отразить в проектной документации в виде раздела «Обеспечение сохранности объектов культурного наследия».
Как явствует из вышеизложенного, в проектно-сметной документации по оценке воздействия Богучанской ГЭС на окружающую среду предполагался специальный раздел «Обеспечение сохранности объектов культурного наследия». Однако к концу 2007 года процедура ОВОС была фактически свернута, и «Стратегия по сохранению культурного наследия», по сути, стала представлять собой набор благих пожеланий, которыми ни государство, ни инвесторы проекта (ОАО «РусГидро» и ОК «Русал») не были намерены руководствоваться. Тем более что укрупненный расчет стоимости работ по сохранению культурного наследия оценивался разработчиками «Стратегии» в сумму более 10 млрд рублей, что, разумеется, приводило к удорожанию всего инвестиционного проекта.
Тем не менее в январе 2008 года вопрос о необходимости проведения археолого-спасательных работ снова был поднят – и уже на федеральном уровне. «Общественная палата РФ обращается к органам государственной власти и к российской общественности с напоминанием о необходимости соблюдения федерального законодательства и с просьбой предотвратить рукотворную историко-культурную катастрофу», — говорилось в заявлении совета ОП РФ. «Ни в коей мере не отрицая необходимость развития региона, понимая важность возведения энергетических объектов в Красноярском и Иркутском краях, мы считаем целесообразным найти возможности взаимоприемлемого решения и призываем представителей власти и бизнеса совместными усилиями разработать программу, объемы финансирования и сроки научного исследования и сохранения историко-культурного наследия в зоне Богучанской ГЭС».
По мнению авторов документа, с введением в эксплуатацию Богучанской ГЭС в зоне затопления окажутся уникальные археологические памятники, охватывающие период от 40 тыс. лет до н.э. до XVII века, — стоянки палеолита, мезолита, неолита, бронзового, железного века, погребальные комплексы и наскальные изображения. «Все это уникальное историко-культурное наследие России, составляющее часть мирового культурного наследия, может оказаться под водой, то есть будет уничтожено», — прогнозируют в ОП. При этом, говорится в заявлении, при подготовке данного этапа строительства ГЭС «не было учтено ни одно требование Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ", а также не была проведена инвентаризация памятников историко-культурного наследия. Никак не обеспечена сохранность объектов культурного наследия. На государственную историко-культурную экспертизу и на стационарные раскопки уникальных археологических местонахождений не было выделено финансирования», — отмечалось в документе.
Только в сентябре 2008 года началось в очень малых, крайне недостаточных для выполнения спасательных работ объемах (152 млн. руб.), финансирование работ на территории Красноярского края. Выполнение спасательных работ на территории Иркутской области не предполагалось ни в 2008, ни в 2009 годах.
Поэтому в ноябре 2008 года 40 представителей науки и общественности Иркутской области направили открытое письмо президенту РФ Д,А.Медведеву с просьбой «принять решение о переносе сроков заполнения водохранилища Богучанской ГЭС на территории Иркутской области на период до завершения спасательных археологических работ». Согласно приложенному к письму экспертному заключению, в случае уничтожения объектов археологического наследия ущерб может превысить 17 миллиардов рублей.
Такого решения принято не было, однако 2008 год можно считать поворотным в истории спасения археологических объектов из зоны затопления Богучанской ГЭС. Именно с этого года начинается финансирование охранно-спасательных археологических работ в ложе водохранилища Богучанской ГЭС со стороны министерства культуры РФ.
2008-2013
В зону затопления водохранилища Богучанской ГЭС на территории Кежемского района Красноярского края попадало 42 объекта археологического наследия, принятых под государственную охрану законом Красноярского края от 24 июня 1997 г. № 14-526 «Об объявлении вновь выявленных археологических объектов охраняемыми памятниками истории и культуры», и 101 выявленный объект археологического наследия.
В зону затопления водохранилища Богучанской ГЭС на территории Усть-Илимского района Иркутской области попадает 62 выявленных объекта археологического наследия.
Министерство культуры России выделяло бюджетные ассигнования на проведение охранно-спасательных археологических работ в ложе водохранилища Богучанской ГЭС, расположенного в административных границах Кежемского района Красноярского края и Усть-Илимского района Иркутской области, в соответствии с разработанным «НИПИИ ЭТ «СТРОЙРЕЗЕРВ» (г. Москва) разделом «Обеспечение сохранности объектов культурного (археологического) наследия», включенного в проект подготовки ложа водохранилища Богучанской ГЭС.
Разработка указанного раздела проекта подготовки ложа водохранилища Богучанской ГЭС осуществлялась ООО «НИПИИ ЭТ «СТРОЙРЕЗЕРВ» г. Москва на основании договора № 19/10/07/БГЭС/А с ЗАО «Богучанская ГЭС». Сводный сметный расчет составил 554 787 291,87 рублей. Составленные расчеты были подтверждены экспертным заключением ФГУП «Институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация» от 21 апреля 2010 г. № 21/04-531 Р.
На проведение спасательных археологических работ в ложе водохранилища Богучанской ГЭС Минкультуры России — как главному распорядителю бюджетных средств доводился следующий объем бюджетных ассигнований: 2008 год – 152,558 млн рублей, 2009 год – 142,214 млн рублей, 2010 год — 282 млн рублей, 2011 год — 282 млн рублей, 2012 год — 280 млн рублей.
Однако по информации, поступившей в Минкультуры России от директора института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук А.П.Деревянко, необходимый объём финансирования спасательных археологических работ в зоне затопления Богучанской ГЭС на территории Иркутской области должен был составить более 2,4 млрд. рублей, а на территории Красноярского края более 1,5 млрд. рублей.
Как неоднократно отмечали представители министерства культуры РФ, объём средств, выделенных на финансирование указанных работ, с учётом установленных сроков ввода в эксплуатацию Богучанской ГЭС, не позволял выполнить требования законодательства в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В этих обстоятельствах Минкульт РФ неоднократно пытался добиться того, чтобы инвесторы достройки Богучанской ГЭС (ОАО «РусГидро» и ОК «Русал») также приняли участие в финансировании охранно-спасательных археологических работ в ложе водохранилища в соответствии с требованиями законодательства в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Общественность также выступала за то, чтобы гидроэнергетики взяли на себя часть затрат по финансированию спасательных археологических работ в зоне затопления Богучанской ГЭС . Например, осенью 2010 года по инициативе красноярского общественного объединения «Плотина.Нет!» участники состоявшегося в Красноярске круглого стола «Экология и культура» направили обращение министру культуры РФ, где предложили следующее:
- провести историко-культурную экспертизу в рамках оценки воздействия на окружающую среду Богучанской ГЭС с точным определением объема финансирования спасательных археологических раскопок в границах Красноярского края и Иркутской области в зоне затопления БоГЭС;
- привлечь инвесторов и собственников строящейся гидроэлектростанции (ОАО «РусГидро» и ОК «Русал») к финансированию утвержденных охранно-спасательных мероприятий в зоне затопления Богучанской ГЭС;
- отказать в выдаче разрешения на наполнение Богучанского водохранилища до завершения всех утвержденных охранно-спасательных мероприятий в зоне затопления Богучанской ГЭС.
Министерство культуры РФ поддержало позицию участников круглого стола в Красноярске, сообщив, что «прорабатывает вопрос финансирования мероприятий по проведению охранно-спасательных археологических работ инвесторами в соответствии с требованиями законодательства в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
Тем не менее Минкульт РФ так и не смог привлечь к финансированию охранно-спасательных археологических работ в ложе водохранилища Богучанской ГЭС инвесторов достройки станции (ОАО «РусГидро» и ОК «Русал»). Последняя попытка была предпринята в январе 2012 года со стороны регионального министерства культуры. В целях предотвращения разрушения памятников археологического наследия на территории Красноярского края в границах будущего ложа водохранилища Богучанской ГЭС министерство культуры Красноярского края направило предписание ОАО "РусГидро" о приостановке работ по наполнению водохранилища БоГЭС до промежуточной отметки 185 метров.
Однако усилия гидроэнергетиков привели к тому, что министерство культуры России не согласилось с позицией регионального ведомства и направило в правительство РФ представление об исключении из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации тех объектов археологического наследия регионального значения, которые находились в границах затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС (Красноярский край, Кежемский район). 28 апреля 2012 года премьер-министр РФ Владимир Путин подписал требуемое распоряжение правительства РФ № 663-р об исключении из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации 39 из 41 объектов археологического наследия регионального значения, находящихся в границах затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС (Красноярский край, Кежемский район). Уже на следующий день после подписания правительственного распоряжения, 29 апреля 2012 года гидроэнергетики приняли решение о начале заполнения ложа водохранилища Богучанской ГЭС. Оставшиеся 2 объекта археологического наследия регионального значения были исключены из единого госреестра позднее, отдельным распоряжением правительства РФ.
В начале января 2013 года красноярское общественное объединение «Плотина.Нет!» направило в министерство культуры региона запрос на ознакомление с материалами соответствующей экспертизы в отношении объектов культурного наследия в зоне затопления Богучанской ГЭС в Красноярском крае, после проведения которой памятники археологического наследия были исключены из государственного реестра и затоплены водохранилищем Богучанской ГЭС.
Однако министерство культуры Красноярского края отказало в предоставлении такой информации. «Акты государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия не отнесены к документам, предоставление которых возможно при соответствующем обращении физических и юридических лиц, в соответствии с действующим законодательствам», — так гласит официальный ответ министерства за подписью заместителя министра культуры Красноярского края Ольги Севастьяновой.
Стоит отметить, что согласно сведениям того же министерства культуры Красноярского края, в зоне затопления Богучанского водохранилища на территории Красноярского края был выявлен 101 объект археологического наследия. Среди них были уникальные памятники в возрасте от палеолита до середины XVII века н.э., являющиеся материальными свидетельствами многотысячелетней истории и культуры людей, живших на берегах единственной реки, вытекающей из Байкала.
Прямая речь
«В основном археологические памятники сконцентрированы по берегам Ангары и на ее красивейших громадных островах. Издревле люди облюбовали эти места. Шли тысячелетия, менялись культуры, и каждая оставляла здесь свой след. Для одних народов это были места погребения усопших – такой островной мир мертвых, отделенный от мира живых водным протоком. У других культур, наоборот, это было удобное место для долговременного поселения. На переправах они охотились на животных и водоплавающих птиц, рыбачили. А благодаря окружающему открытому водному пространству, могли следить за действиями соседних враждебных племен. По берегам Ангары и в устьях ее больших и малых притоков археологи зафиксировали богатейшие стояночные комплексы. Площадь отдельных стоянок грандиозна, и может достигать 300 тыс. кв. м. Здесь удалось найти уникальные каменные идолы – изваяния с выдолбленными человеческими лицами. Часто случалось так, что древние люди приходили на одно и то же место многократно на протяжении тысячелетий. Однако вне досягаемости для археологов остаются объекты, расположенные выше по течению притоков Ангары. После заполнения водохранилища на их месте образуются уходящие далеко в глубину материка заливы, и археологические объекты, которые могли бы нам рассказать о путях миграции древних людей, будут безвозвратно утрачены». (Евгений Роговской, научный сотрудник иркутской лаборатории археологии и палеоэкологии института археологии и этнографии СО РАН)
«Если сегодня “РУСАЛу” удастся создать прецедент на примере Богучанской ГЭС, в будущем очень трудно будет принудить инвестора озаботиться проблемами сохранения культурного наследия. И в этом я вижу основную угрозу» (Михаил Скляревский, начальник отдела археологии Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области)
«Трудно переоценить историческую, культурную и научную значимость тех находок, которые обещает учёным зона “Богучанки”. Несомненно, там есть следы пребывания человека 200, 500 и, наверное, более миллиона лет назад. “Низ” археологии мы уже нашли в устье Каты. Это материалы, которые уходят за 100 тысяч лет. Задача очень любопытная, она не похожа на то, что мы решали при строительстве Иркутской или Братской ГЭС. Вдоль Ангары шёл т.н. большой железоделательный путь. Там может быть совершенно удивительная археологическая давность, с которой мы пока не знакомы» (Герман Медведев, заведующий кафедрой археологии, этнологии, истории древнего мира Иркутского государственного университета)
«Будут скоро заливать Богучанское водохранилище, зальют многие памятники в Сибири. Энтузиасты спасают что-то, мы финансируем спасение, но большинство памятников будет просто залито водой». (Александр Авдеев, министр культуры РФ).
«Когда мне говорят: «Да что ваши памятники? Это же не пирамиды», – я предлагаю посмотреть из окна: Глазковский некрополь в Иркутске старше пирамид. Когда-нибудь человечество повзрослевшим взглядом увидит эти памятники и по-настоящему оценит их». (Виталий Барышников, руководитель службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области)
«Так вот когда топится такой участок, протянувшийся на 400 километров, мы стираем громадный объём бесценной информации. Ёдарма – один из объектов, который обладает огромной информативностью. Если историю человечества представить в виде многотомника, то одна Ёдарма – это целая строчка. Когда как обычный археологический памятник – это только одна буква». (Михаил Скляревский, начальник отдела археологии Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области)
«Нам бы людей переселить, а вы говорите – музей, музей!» (Виталий Хоменко, мэр Усть-Илимского района Иркутской области)
«Нет ничего удивительного в том, что ни «РусГидро», ни «Русал», ни правительство России не пошли на отсрочку затопления ложа водохранилища БоГЭС ради сохранения памятников сибирской истории и культуры. Сегодня для людей, принимающих решения, перспектива скорейшего получения мегаватт и алюминиевых чушек на продажу перевешивает любые моральные обязательства в отношении сохранения истории и культуры своей страны – либо же эти люди просто не воспринимают сибирскую землю как часть своего Отечества». (Александр Колотов, доцент Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева)
«Археологическое наследие мы теряем безвозвратно. Если мы не спасем эти памятники, они все уйдут под воду, – и это конец. Конечно, останутся камни, которые мы будем находить на берегу, может быть, еще лет 50. Но мы никогда не узнаем, из какого контекста они происходят, к какой культуре они относятся, кто их делал». (Анастасия Субботина, начальник Новосибирского археологического отряда)