Нижнее Приангарье на новом этапе освоения: возможности формирования промышленных кластеров. /Воробьева В.В., Есикова Т.Н., Ионова В.Д., Малов В.Ю./. Новосибирск: ИЭОПП, 2007.
При анализе проектов [развития Нижнего Приангарья] с позиции формирования конкурентной среды в регионе были получены следующие выводы:
- Проекты внутренне несбалансированны как по уровню «инвестиционной» восприимчивости, так и по ресурсам общего пользования.
- Уровень инфраструктурной подготовленности территорий, который можно ожидать после завершения инфраструктурных проектов всех видов, явно будет недостаточен.
- Оценка взаимосогласованности сроков освоения ресурсов и темпов создания основных объектов на территории региона также позволила выявить довольно много узких мест в разработанных проектах.
- Особенно следует подчеркнуть внутреннюю несбалансированность рассматриваемых проектов по местным ресурсам, в частности строительного профиля.
- Каждый из объектов проекта развития Нижнего Приангарья безусловно является конкурентоспособным предприятием, но экспертная оценка вероятности создания всей группы предприятий в ближайшие пять лет, к сожалению, низка.
- Принятая схема транспортного освоения региона, которая ограничивается только «приближением» к Ангаре, не переходя ее железнодорожным транспортом, — не будет способствовать созданию ряда городов и поселений на правом берегу Ангары — берегу сосредоточения как минерально-сырьевых, так и лесных ресурсов.
- Минимальный уровень нормы рефинансирования при котором срок окупаемости укладывается в три десятилетия должен быть не выше 9%. При более высокой норме рефинансирования ЦБ РФ интерес к реализации инвестиционных проектов в пределах Нижнего Приангарья невозможен.
В 2005 г. Институт региональной политики (ИРП) по заказу администраций Красноярского края разработал Проект развития Нижнего Приангарья, представленные в Министерство экономического развития и торговли РФ. При разработке проекта программы ими была принята следующая основная посылка:
«для федеральных властей развитие Нижнего Приангарья — это уже готовый проработанный проект комплексного освоения территории (изучение возможностей комплексного освоения региона велось на протяжения нескольких десятилетий), позволяющий уже в ближайшее время реализовать принципы и отработать механизмы частно-государственного партнерства. По приводимым ниже оценкам, вложение средств федерального бюджета в реализацию инфраструктурных проектов будет способствовать значительному притоку частных инвестиций. Таким образом, Нижнее Приангарье может стать пилотным проектом реализации крупномасштабного проекта частно-государственного партнерства» (из Проекта 2005 г.).
В 2006 г. на базе проекта Программы Институт региональной политики закончил Инвестиционный проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». 14 июня 2006 г. комиссия, проводившая конкурс на выделение средств из Федерального! инвестиционного фонда, его одобрила. Инициатором проекта выступала Корпорация развития Красноярского края, акционерами которой являются администрация Красноярского края, ОАО «ГидроОГК», ООО «Базовый элемент» (РУСАЛ) и Внешэкономбанк.
Было утверждено, что «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» – государственно-частный проект по созданию нового промышленного района Красноярском крае на базе электроэнергии Богучанской ГЭС и ресурсного потенциала. Государство за счет средств Федерального инвестиционного фонда финансирует инфраструктуры, что позволит бизнесу вложить значительные средства в строительство новых промышленных объектов в районе Нижнего Приангарья. Общая сметная стоимость проекта первого этапа реализации составила 213,9 млрд руб., в том числе средства инвесторов — 179,7 млрд руб. (из них собственные 61,8 морд руб. и заемные — 118,9 млрд руб.) и государственное финансирование из инвестиционного фонда — 34,2 млрд руб. Таким образом, государство приняло на себя обязательство выделить в 2006-2009 гг. из Федерального инвестфонда на строительство структурных объектов более 34 млрд руб. В их число входят четыре объекта:
- линии электропередач для выдачи мощности Богучанской ГЭС (20,7 млрд руб.)
- реконструкция участков автодороги Канск — Абан — Богучаны — Кодинск (4,11 млрд руб.),
- строительство железной дороги Карабула — Ярки (5,15 млрд.руб.)
- строительство мостового перехода через Ангару в районе д. Ярки (4,27 млрд.руб.).
По мнению разработчиков проекта создание такой транспортной и энергетической инфраструктуры даст возможность компаниям «войти» в регион и сосредоточить все свои усилия, аккумулируемые ими под этот проект средства (собственные и заемные) на строительство первоочередных промышленных объектов:
- Богучанской ГЭС (70,4 млрд руб)
- алюминиевого завода (67,9 млрд руб.) и
- целлюлозно-бумажного комбината (41,4 млрд руб.).
Строительство Богучанской ГЭС и алюминиевого завода будет осуществляться соглашением о сотрудничестве между ОАО «Русский алюминий» и ОАО «ГидроОГК» в рамках совместного проекта по созданию Богучанского металлургического объединения (БЭМО), строительство ЦБК — в рамках соглашения о совместном инвестировании, подписанного между ОАО «Корпорация Красноярского края» и Внешэкономбанком, который должен предложить тории промышленную компанию.
На втором этапе реализации проекта (общая сметная стоимость — 140,2 млрд руб) предполагается строительство Тагарского металлургического объединения на базе Тагарского железорудного месторождения, Горевского металлургического объединения на базе Горевского ГОКа, газоперерабатывающего и газохимического комбинатов в Богучанском районе, цементного завода на базе Чадобецкого земного месторождения с конечным периодом выхода на проектную мощность по всем объектам уже к 2013 г. Технико-экономические показатели основных объектов проекта ИРП приведены в табл.2.4.
Расчет показателей эффективности функционирования промышленных предприятий принимается за 10-летний период. Четыре предприятия за этот срок не окупаются. Среди них предлагаемые к строительству — газоперерабатывающий завод, Тагарское металлургическое объединение, цементный завод и существующий Горевский ГОК с созданием в его составе металлургического производства.
Для оценки проектов развития Нижнего Приангарья с позиции формирования конкурентоспособной среды в регионе предлагается логическая схема (рис.2.5).
Логическая схема
- внутренняя сбалансированность проекта по ресурсам общего пользования
- взаимосогласованность сроков освоения ресурсной базы и темпов создания основных объектов на территории региона
- достаточность намеченного уровня инфраструктурной обеспеченности территории к предлагаемому развитию производительных сил
- формирование на территории региона конкурентоспособных предприятий, адаптивных к разным конъюнктурным ситуациям
- создание центров экономической активности на территории региона формирующихся как точки роста
- уровень «инвестиционной» восприимчивости территории реализации проекта
- достаточность средств, генерируемых проектом на стадии инвестиционной и операционной деятельности
Рис.2.5 Логическая схема оценки проекта развития проблемного региона ресурсного типа с позиции формирования конкурентоспособной среды в регионе
1. Оценка внутренней сбалансированности проекта по ресурсам общего пользования.
К ним относятся природные, трудовые, локальные и некоторые ресурсы строительного профиля и т.д. При оценке проблемных регионов ресурсного типа, которые, как правило, размещаются либо в северных регионах европейской части страны, либо на территории Азиатской России, актуальна оценка «достаточности» одного из основных лимитирующих факторов развития в этих регионах — трудовых ресурсов (с учетом возможности их мобильности).
2. Оценка взаимосогласованности сроков освоения ресурсной базы и темпов создания основных объектов на территории региона.
В частности, целесообразно проанализировать темпы подготовки ресурсной базы, сроки создания предприятий основного производства (завязанные технологически, но осуществляемые разными инвесторами) и спрогнозировать последствия для всех участников проекта при условии их рассогласования.
3. Оценка достаточности намеченного уровня инфраструктурной обеспеченности предлагаемому развитию производительных сил региона. Это один из наиболее сложных вопросов, в связи с особенно высокой капиталоемкостью таких проектов, и желанием разработчиков проектов «сэкономить», повысить эффективность (как правило, краткосрочную) заявляемого проекта.
4. Возможность формирования на территории региона конкурентоспособных предприятий, адаптивных к разным конъюнктурным ситуациям в будущем.
5. Создание центров экономической активности на территории региона формирующихся как точки роста.
- Такие центры экономической активности впоследствии могут перерасти либо в промышленные центры, либо в промышленные узлы, либо в интегрированные производственные зоны.
- Эти точки роста (после окончания реализации проекта) будут основными источниками поступления доходов в местные бюджеты, обеспечивающие достойный уровень жизни.
6. Учет уровня «инвестиционной» восприимчивости территории — возможности использования («поглощения») намеченных массированных инвестиционных вливаний на территории реализации проекта.
7. Достаточность средств, генерируемых проектом на стадиях инвестиционной и операционной деятельности.
Введение данного этапа анализа обусловлено необходимостью отделить на стадии предварительной оценки проекта результаты формирования финансовых потоков, генерируемых (порождаемых в процессе операционной и инвестиционной деятельности) данным проектом. В определенной степени это позволяет оценить тот эффект, который порождается деятельностью на территории региона всего комплекса намеченных предприятий. Это такие генерируемые, в процессе реализации проекта, средства как прибыль и амортизация созданного предприятия, а также доходы от финансовых операций с ними. Получение и использование этих средств учитывается в денежных потоках по операционной и инвестиционной деятельности. При анализе проектов («Программы-2005» и «Проекта-2006»[1]) с позиции формирования конкурентной среды в регионе были получены следующие выводы:
1. Проекты внутренне несбалансированны как по уровню «инвестиционной» восприимчивости, так и по ресурсам общего пользования.
Так,
- по данным «Проекта-2006» капиталовложения в промышленные объекты должны составить около 320 млрд.руб. При среднем периоде строительства, принятого авторами, 6 лет — каждый год необходимо вкладывать более 50 млрд.руб. При этом, надо иметь в виду, что в общую сметную стоимость «Комплексного проекта» 2006 г. не включены затраты по горнодобывающему комплексу — вложения в освоение и разработку, в первую очередь нефтегазовых месторождений;
- по данным «Программы — 2005» — общие капиталовложения составляют более 660 млрд.руб. Если принять сроки освоения капиталовложений 10 лет, то в год потребуется 66 млрд.руб., если даже 15 лет, то в год — 44 млрд.руб.
Представляется нереальным освоение таких объемов капвложений в ближайшие — 10 лет и в такие короткие сроки, несмотря на то, что выделить финансовые ресурсы намеченном объеме, наверное, уже не представляет большой сложности для крупнейших российских транснациональных корпораций, заинтересованных в этом регионе, и, соответственно, лоббировании своих проектов. Однако, реализовать их пользование на ограниченной территории сложно.
Расчеты показывают, что в пиковый год строительства 2009-2010 гг. (по «Проекту-2006») потребуется привлечь около 40 тыс. рабочих. В Сибири, в ее восточных регионах, которые страдают от высокого уровня оттока населения, в первую очередь квалифицированных трудовых ресурсов — невозможно обеспечить все строительные объекты таким количеством строителей. Именно недостаточность трудовых ресурсов и весьма ограниченные возможности по их привлечению и обустройству в первую очередь резко снижают уровень «инвестиционной» восприимчивости Нижнего Приангарья до 2015 г. По экспертным оценкам представителей Администрации Красноярского края реализация проектов освоения ресурсов Нижнего Приангарья потребует привлечения на постоянное место жительства в административные районы региона около 50 тыс. работающих. При самых скромных подсчетах (при коэффициенте семейности в Нижнем Приангарье 2 чел.) общая численность населения, для которого должны быть созданы условия для проживания в этом регионе, уже составляет порядка 100 тыс.человек. Причем, необходимость использования в таких природных условиях и в довольно отдаленных районах передовой технологии и техники в производственных процессах и на стадии строительства требует привлечения в Нижнее Приангарье трудовых ресурсов высокой квалификации.
Уже в середине первого десятилетия XXI в. «…ежегодные потребности только Ванкора и Нижнего Приангарья в целом составляют более 5 тыс. специалистов. Это прежде всего рабочие специальности — строители, сварщики, водители, а также технологи и инженеры»13. А на строительстве только одной Богучанской ГЭС к концу 2006 г. будет трудится до 5 тыс.чел., в 2007 г. потребуется уже 8 тыс. работающих.
Поэтому необходима не только быстрая разработка миграционной политики в Нижнем Приангарье, но и возрождение в этом регионе системы профессионального образования для оперативной подготовки востребованных специалистов.
2. Уровень инфраструктурной подготовленности территорий, который можно ожидать после завершения инфраструктурных проектов всех видов, явно будет недостаточен.
А) Уровень развития транспортной инфраструктуры.
Обеспечение транспортно-технологических связей возлагается исключительно на возможности автомобильного транспорта с подвозом некоторых ресурсов по радиальным веткам железных дорог. Пропускные и провозные способности транспортной сети, намеченные в проекте, явно недостаточны для обеспечения не только бесперебойного функционирования всего предлагаемого комплекса производств, но и соблюдения ускоренных темпов строительства, заложенных в «Программе-2005» и «Проекте-2006».
Нефтегазовый сектор.
Как показывают расчеты, только ввод в эксплуатацию газоконденсатных месторождений Тунгусско-Чунского района (Аявинское, Джелиндуконское) потребуют доставки строительных грузов и оборудования до 5 млн. т. на стадии строительства (обустройства месторождений, подготовки их к эксплуатации и т.п.) и 2 млн. т. грузов на стадии эксплуатации этих месторождений. Другие месторождения требуют также значительных ежегодных перевозок. Такой объем транспортной работы («Программа-2005») может выполнить только железная дорога, которая никакими проектами и даже прогнозами не предусмотрена. Включение этой суммы инвестиций в качестве дополнительной нагрузки к издержкам существенно ухудшает показатели рентабельности предлагаемых объектов.
Представляется проблематичным обеспечить в этих условиях срок окупаемости в 10,5 лет, как это указано в проектных материалах. Не совсем понятно, почему срок окупаемости начинает исчисляться с момента начала эксплуатации. Наиболее распространенная схема его — с момента начала осуществления инвестиций. В рассматриваемом случае, это может означать увеличение срока окупаемости как минимум вдвое — до 20 лет.
Цветная металлургия.
В «Программе-2005» — рассматривается создание комплекса цветной металлургии, состоящего из трех предприятий с проектными мощностями:
> Чадобецкий ГОК — 1800 тыс. т бокситов,
> глиноземный комбинат — 400 тыс. т,
> алюминиевый завод — 500 тыс. т.
Реализация комплекса работ по созданию и функционированию таких крупнейших предприятий цветной металлургии практически исключена в рамках намечаемой в программе транспортной сети Нижнего Приангарья. Причем независимо от того, какой из возможных вариантов размещения этих производств будет взят за основу реализации проекта: размещение глиноземного комбината и алюминиевого завода в месте добычи бокситов или глиноземное и алюминиевое производство в районе Кодинска.
Кроме того, как показывает анализ, значительно занижен объем перевозок по объекту «Чадобецкие бокситы» (где рассматривается и глиноземный комбинат) — всего 420 тыс.т при выпуске готовой продукции 400 тыс.т, т.е. не учитываются объемы поставок сырья, материалов для производства глинозема, а главное не учитывается строительство крупной ТЭЦ для выработки тепла, необходимого для производства глинозема.
В любом случае на Чадобец необходимо построить железную дорогу -протяженностью минимум 120 км (от Кодинска). Общие капвложения в строительство дороги составят не менее 10 млрд. руб. (около 6-7 млрд руб. по аналогии с ж.д. Карабула — Кодинск и около 3-4 млрд.руб. по аналогии с мостом через Ангару по автодороге Богучаны — Байкит). Это дополнительные затраты к приведенной сумме инвестиций. Б) Уровень развития энергетической инфраструктуры.
Несмотря на то, что среди проектов по инфраструктурной подготовке территории по объемам инвестиций лидируют проекты по реализация схемы выдачи мощности ГЭС (строительство ЛЭП и подстанций), возможности намечаемой энергетической базы также не сбалансированны с потенциальным спросом на энергию не только по срокам, но и по объемам.
Цветная металлургия.
Учитывая намеченную проектную мощность алюминиевого завода с потреблением электроэнергии — 9700 млн.квтчас, это почти половина вырабатываемой электроэнергии Богучанской ГЭС.
В паспорте ГЭС («Программа-2005») предполагаемый ввод в эксплуатацию ГЭС намечен на 2010 г., но продолжительность строительства ГЭС охватывает горизонт 6-15 лет в зависимости от выбранного варианта достройки. Иными словами проектную выработку ГЭС может достигнуть скорее всего не раньше 2020 г., а ввод алюминиевого завода (к тому же сразу на полную мощность) намечен на 2016 г.
Ферросплавное производство.
В «Программе-2005» предусматривалось создание ферросплавного производства на базе освоения Порожинского месторождения марганцевых руд — создание ферросплавного завода по производству 221 тыс.т ферромарганца. Потребление электроэнергии должно достигать 2 млрд.квтчас. Ввод мощностей завода осуществляется одновременно с алюминиевым производством. Т.е. помимо того, что в эти сроки должна быть введена Богучанская ГЭС, но опережающе должны быть построены и ЛЭП, причем высоковольтные. Кроме того, если закладывается вариант создания завода на месте ГОКа (Порожинское), то необходимо, по нашему мнению, проведение в этот район железной дороги. В предоставленной информации такая дорога на перспективу не предусматривается. В предыдущие годы в научно-проектных проработках рассматривался вариант строительства ферросплавного завода в районе Лесосибирска. В этом случае предполагалось, что доставка концентрата марганцевой руды будет осуществляться водным транспортом — по Енисею.
3. Оценка взаимосогласованности сроков освоения ресурсов и темпов создания основных объектов на территории региона также позволила выявить довольно много узких мест в разработанных проектах.
Например, в рамках «Программы-2005» закладывается одновременно развертывание не только всего фронта работ от разведки, подготовки запасов, ввода их в эксплуатацию, но и на всех «прогнозируемых» месторождениях нефти и газа. И на весь этот цикл работ отводится 10 лет на подготовку и уже к 2015 г. ввод всех объектов в эксплуатацию.
По «Проекту-2006» ввод в эксплуатацию газохимического комбината предусматривается в 2009 г. и газоперерабатывающего завода в 2011 г. Самое раннее начало добычи газа ожидается (по данным этого проекта) только в 2010 г. Строительство газопровода до Богучан — три года. Освоение газовых месторождений Юрубчено-Тохомского и Собинского предусматривается не ранее 2016 г., т.е. снабжение сырьем названных предприятий по газопереработке не согласуется со вводом мощностей по добыче газа и строительством трубопровода.
Татарский ГОК.
По «Проекту-2006» предусматривается строительство Татарского ГОКа с добычей 7,5 млн.т руды с производством концентрата и окатышей, а также строительство металлургического — 4500 тыс.т. Закладываются чрезвычайно короткие сроки на подготовку месторождения к освоению, вводу в эксплуатацию самого ГОКа и создание металлургического производства.
Практически через 3 -4 года: ввод к 2010 г. с достижением проектной мощности — в 2011 г мощности ГЭС (строительство ЛЭП и подстанций), возможности намечаемой энергетической базы также не сбалансированны с потенциальным спросом на энергию не только по срокам, но и по объемам.
Цветная металлургия.
Учитывая намеченную проектную мощность алюминиевого завода с потреблением электроэнергии — 9700 млн.квтчас, это почти половина вырабатываемой электроэнергии Богучанской ГЭС.
В паспорте ГЭС («Программа-2005») предполагаемый ввод в эксплуатацию ГЭС намечен на 2010 г., но продолжительность строительства ГЭС охватывает горизонт 6-15 лет в зависимости от выбранного варианта достройки. Иными словами проектную выработку ГЭС может достигнуть скорее всего не раньше 2020 г., а ввод алюминиевого завода (к тому же сразу на полную мощность) намечен на 2016 г.
4. Особенно следует подчеркнуть внутреннюю несбалансированность рассматриваемых проектов по местным ресурсам, в частности строительного профиля.
Безусловно, приступая к активному промышленному освоению ресурсов Нижнего Приангарья, необходимо проработать вопросы создания местной строительной базы для возведения крупных промышленных предприятий, тем более в такие ограниченные сроки. Немаловажным поэтому является организация в регионе цементного производства, что позволит значительно сократить объемы перевозимых строительных материалов.
Основным сырьем для производства цемента служат известняки и глинистые породы (глины, суглинки, алевролиты и др.) в соотношении примерно 5/1. Кроме того в небольших объемах добавляются пески, гидравлические добавки, железная руда. На 1 т цемента идет 1,2-1,5 т сырья.
В Нижнем Приангарье имеется все необходимое для производства цемента сырье. По оценкам региональных экспертов, цементная сырьевая база региона сосредоточена в основном в Мотыгинском районе. Месторождения известняков, пригодных для производства цемента (содержание магния менее 4%, кремнезема менее 10%) известны в районе Нижне-Ангарска и Раздолинска. Запасы месторождений измеряются сотнями млн. т, содержание СаО до 54%. Кроме того совместно с магнезитами здесь возможна добыча высококачественных флюсовых известняков. Возможно производство термостойкого цемента с добавлением магнезита. В бассейне р. Рудаковки (пос. Бельский) широко распространены глинистые породы, среди них есть глины каолиновые, тугоплавкие, огнеупорные. В будущем цементное производство может быть расширено в случае разработки татарской группы месторождений нефелинов, вермикулита с повышенным содержанием кальция. Гипс, необходимый для производства высоких марок цемента, возможно добывать на Рыжковском месторождении.
В «Проекте-2006» рассматривается строительство цементного завода в районе Богучанской ГЭС и ближайшей сырьевой базой предлагается нетрадиционное сырье Чадобецкого бассейна: аллиты, высокоглиноземистые сланцы (дистен-силлиманитовые). В перспективе рассматривается получение цемента на базе отходов нефелинового шлама после создания глиноземного производства на чадобецких бокситах. Но, как нам известно, нефелиновых отходов от переработки бокситов нет.
Возникновение такой нестыковки в процессе реализации проекта, будет сопряжено либо со срывом строительства ряда объектов, либо с резким увеличением грузопотока. И это в условиях, когда транспортная сеть будет и так испытывать серьезные проблемы с перевозкой грузов.
5. Возможность формирования на территории региона конкурентоспособных предприятий, адаптивных к разным конъюнктурным ситуациям в будущем.
Предприятия, составляющие «ядро» проекта — Богучанская ГЭС, Алюминиевый завод и ЦБК — могут действительно стать главными бюджетообразующими хозяйственными субъектами Нижнего Приангарья в первой четверти XXI столетия. Из 9 млрд. рублей доходов в бюджет Федерации от предприятий Нижнего Приангарья (через 8-9 лет после начала реализации проекта) львиная доля будет приходится на эти хозяйствующие субъекты: Богучанская ГЭС порядка 2,4 млрд. рублей, алюминиевый завод — 4,6 млрд. рублей, ЦБК -2,2 млрд. рублей. Осуществив интенсивные инвестиционные «вливания» в Нижнее Приангарье — более 34 млрд.рублей за счет средств Инвестиционного фонда с 2010 г., государство начнет получать доходы от созданных там предприятий. «Заметными» они становятся только с 2010 г. — на уровне 4 млрд.рублей, а с 2013 г. — более 9 млрд. рублей.
Однако, ожидание такой эффективности от реализации рассматриваемого проекта может оказаться завышенным по ряду обстоятельств.
Первое: высока вероятность того, что через 5-6 лет реальная производственная структура Нижнего Приангарья принципиально не изменится. Имеющиеся планы у РУСАЛа строительства алюминиевого завода в Тайшете могут исключить строительство аналогичного предприятия в Нижнем Приангарье. Этому могут помешать и планы резкого увеличения экспорта электроэнергии из России в Китай. К 2015 году поставки российской электроэнергии в Китай могут возрасти в десять раз — до 30-40 миллиардов киловатт/час.[2] Поэтому, как показывают расчеты, реальные налоговые поступления от новых предприятий Нижнего Приангарья окажутся на уровне 3,7 млрд. рублей, т.е. не более 40% от ожидаемого уровня.
Второе: выбранный набор предприятий слабо адаптивен к изменению внешних условий реализации проекта. Внешние условия реализации проекта (конъюнктура на мировых рынках, внутренний спрос на российском рынке и др.) рассматриваются как очень мягкие: практически уровень цен на всю продукцию принимается исходя из уровня сложившихся максимальных цен (мировых)[3]. В частности, в ближайшие 10 лет уровень цены за 1 т первичного алюминия предусматривается не ниже 1800 долл. (сложившаяся за последние 5 лет и 2005 год) и 120 долл. за 1 т глинозема[4]. Ужесточение внешних условий реализации проекта, что весьма вероятно, приведет к снижению не только уровня валовой продукции новых предприятий Нижнего Приангарья: с 71 до 53 млрд. рублей, но и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней (в федеральный бюджет на 34%, в краевой — на 19,8%).
Третье: выбранная стратегия развития региона практически исключает развитие на его территории предприятий мелкого и среднего бизнеса в практически единственной «благодатной» для этого отрасли Нижнего Прианграья — лесной. Ускоренное строительство в 2007 — 2009 г. ЦБК в Богучанах может привести к
полной монополизации ресурсной базы и возможности ее использования средним бизнесом.
С учетом этого реальные поступления от федеральных средств к 2015 г. могут оказаться более чем в 3,5 раза меньше.
Каждый из объектов проекта развития Нижнего Приангарья безусловно является конкурентоспособным предприятием, но экспертная оценка вероятности создания всей группы предприятий в ближайшие пять лет, к сожалению, низка. Т.е. наша позиция — безусловно необходимо создание такого комплекса 1 предприятий, но в более «растянутые» сроки.
6. Создание центров экономической активности на территории региона формирующихся как точки роста.
Принятая схема транспортного освоения региона, которая ограничивается только «приближением» к Ангаре, не переходя ее железнодорожным транспортом, — не будет способствовать созданию ряда городов и поселений на правом берегу Ангары — берегу сосредоточения как минерально-сырьевых, так и лесных ресурсов.
Поэтому «опоздание» со строительством Северо-Сибирской магистрали приводит к тому, что выбор места размещения основных крупных промышленных предприятий (алюминиевого и целлюлозно-бумажного) определилось наличием железной дороги, выходящей опять на загруженную в ближайшей перспективе транссибирскую магистраль.
Однако, в схемах районных планировок, разработанных в 80-годах Гипрогором и Красноярск Гражданпроектом, лучшие площадки, обеспеченные резервными территориями, водными ресурсами и рекреационными зонами, расположены на правом березу Ангары напротив Кодинска в непосредственной близости от строящейся Богучанской ГЭС. Приход в регион магистрали способствовал бы тому, что от неё в северном направлении можно строить ответвления на 1 нефтегазовые месторождения и лесные массивы. Излишне напоминать о том, что предложения о создании Северо-Сибирской магистрали входили в решения всех сибирских конференций, совещаний, стратегии развития Сибири и т.д. Вошло это и в «Транспортную стратегию России», разработанную до 2020 г. Принципиальных изменений в пространственной структуре развития производительных сил Нижнего Приангарья (с учетом всего вышесказанного) не ожидается. Единственной точкой экономического роста, в которой возможно создание двух главных бюджетообразующих предприятий — алюминиевого завода и целлюлозно-бумажного комбината — может стать Богучанский промышленный узел. Практически не будут задействованы потенциалы Лесосибирского и Кодинского промышленных узлов «Проект-2006»).
7. Достаточности средств, генерируемых проектом на стадии инвестиционной и операционной деятельности.
Представляется важным оценить «реальную» окупаемость вложений в регион на базе не всех финансовых потоков, которые находятся в распоряжении инвесторов, а тех, которые генерируются исключительно объектами, созданными в процессе реализации проекта. Учитывая то, что одним из основных гарантов проекта является государство, для оценки эффективности участия бюджета в реализации проекта целесообразно ориентироваться на бюджетную норму дисконтирования. Мы согласны с тем, что федеральная бюджетная норма дисконта должна рассматриваться как национальный параметр и устанавливаться централизованно органами финансового управления в увязке с прогнозами экономического и социального развития страны и регионов. В отличие от социальной нормы дисконта она в меньшей степени учитывает общественную ценность производимых и потребляемых ресурсов, зато позволяет оценить проект с учетом существующего спроса и предложения на бюджетные средства. В качестве федеральной бюджетной нормы дисконта можно использовать уровень реальной ставки рефинансирования ЦБ РФ. Результаты расчетов по модели координации интересов участников проекта развития региона показали, что в рассматриваемом случае при норме рефинансирования на уровне 13 — 13,5%, срок окупаемости (за счет средств, генерируемых объектами Нижнего Приангарья) превышает тридцатилетний период (34 года, вместо 15 лет реализации проекта). При более высокой норме рефинансирования (выше 14%) проект перестает представлять интерес для реальных инвесторов. Только в случае снижения нормы рефинансирования до 10%, срок окупаемости всего проекта снижается где-то до 20 лет. Если же конъюнктурная ситуация на мировых рынках будет более жесткая, чем .заложено в проекте, то минимальный уровень нормы рефинансирования при котором срок окупаемости укладывается в три десятилетия должен быть не выше 9%. При более высокой норме рефинансирования ЦБ РФ интерес к реализации инвестиционных проектов в пределах Нижнего Приангарья невозможен.
Итак, представляется целесообразным уточнение проекта развития Нижнего Приангарья, чтобы в результате его реализации удалось действительно создать конкурентоспобный регион в пределах нового Северного широтного пояса экономического развития на базе не столько государственных инвестиций, сколько частных. Это представляется возможным как раз в настоящий момент времени, когда крупнейшие российские транснациональные корпорации нуждаются в наращивании своего потенциала за счет освоения ресурсов этого региона. Согласование целей всех «интересантов» возможно только при создании необходимого инвестиционно-налогового климата в пределах Нижнего Приангарья.
[1] Для краткости будем использовать следуюпще обозначения: Проект (программа, стратегия) развития Нижнего Приангарья — «Программа-2005» и Инвестиционный проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» — «Проект-2006».
[2] 07.11.2006 ИТАР-ТАСС
[3] Такие оценки можно сделать из анализа технико-экономических параметров, приведенных в шроекк: валовой продукции, объемов выпуска и др.
[4] Цена за 1 т глинозема в последний 2004-2005 г. доходила до 400-430 долл., а в 2006 г. щюгнозируется снизится только до 280 долл. за 1 т глинозема.