Кроме того, уже стало очевидным, что добывающая и производственная деятельности не должны вестись явно в ущерб местной природе. Нежелание сделать территорию комфортной не может прикрываться формальными общественными слушаниями и плохо выполняемыми соглашениями с региональными властями. Колониальные подходы к развитию Сибири и Дальнего Востока в то время, когда мир уже переходит в постиндустриальную эру, больше не сработают. Вновь допускать корпоративный эгоизм и игнорирование социально-экономических интересов территорий добычи ресурсов недопустимо.
Реализуемые и запланированные инвестиционные проекты в шести регионах Восточной Сибири могут создать долговременный баланс между сырьевым и промышленным развитием экономики макрорегиона
Иркутская область, Красноярский и Забайкальский края, Бурятия, Хакасия и Тува еще со времен советской экономической географии составляют Восточно-Сибирский экономический район страны. Проведенный совместно с журналом «Эксперт–Сибирь» анализ региональных и межрегиональных инвестиционных проектов показывает, что этот макрорегион сейчас готовится принять волну масштабных инвестиций. Причем как в рамках государственных приоритетов развития восточных территорий, так и от частного бизнеса, оправившегося от острой фазы недавнего кризиса и возобновляющего активные инвестиционные вливания.
По нашим расчетам, на сентябрь 2011 года совокупный объем инвестиций, которые будут направлены в ближайшие 8–10 лет в различные отрасли экономики регионов Восточной Сибири, можно оценить в сумму свыше 2,1 трлн рублей. В таблицах 1–6 структурно показано, в каких объемах и в какие группы проектов вкладываются или будут вкладываться средства.
Проектная сегментация
Добыча и переработка полезных ископаемых была и остается стратегическим направлением развития Восточно-Сибирского макрорегиона. Более 57% от всей суммы инвестиций (1,2 трлн рублей) направляются в проэкспортные проекты, которые способны обеспечивать стабильные поставки востребованной продукции (свинец и цинк, медь и никель, железный концентрат, золото, нефть, позднее — природный газ) на внешние рынки как в восточном направлении, так и для потребителей Европы. Другая часть «сырьевых» проектов Восточной Сибири ориентирована на выпуск продукции, перерабатывать которую будут в промышленно развитых западно-сибирских, уральских и центральных областях России, в том числе тоже с последующей реализацией за рубежом. Эти проекты сформируют примерно треть всего инвестиционного потока, то есть около 500 млрд рублей.
Обе группы проектов — условно назовем их «экспорт» и «межрегион» — имеют инвесторов в лице крупных добывающих и промышленных компаний и холдингов, государственных (ГК «Ростехнологии», «Роснефть», «Атомредметзолото») и частных (ГК «Металлоинвест», ГК «Метрополь», ГМК «Норильский никель», ТНК-ВР), чьи возможности подкреплены собственными многомиллиардными финансами и кредитными рычагами.
Капитальные вложения в проекты, ориентированные на региональное потребление и развитие региональной инфраструктуры, составят около 240 млрд рублей. Здесь высока доля (около 74%), выделяемая из средств Инвестиционного фонда РФ на софинансирование строительства грузовых железнодорожных магистралей в Туве и Красноярском крае (Кызыл–Курагино) и Забайкальском крае (Борзя – ст. Газимуровский завод). Соответственно «чистая» стоимость создаваемых производств по выпуску продукции для внутрирегионального потребления (молочные и животноводческие фермы, лесоперерабатывающие и деревообрабатывающие комбинаты, цемент, строительные материалы и конструкции) не превышает 70 млрд рублей.
Отдельно выделяются проекты в сфере оборонно-промышленного комплекса, представленного в Восточной Сибири Улан-Удэнским авиационным заводом (входит в холдинг «Вертолеты России») и Иркутским авиационным заводом (ИАЗ, основная производственная единица корпорации «Иркут», которая, в свою очередь, входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации). 52 млрд рублей прежде всего будут направлены на техническое перевооружение и модернизацию производственных площадок заводов в Иркутске и Улан-Удэ. ИАЗ сконцентрируется на серийном выпуске учебно-тренировочного самолета Як-130 и его новой модификации и продолжит заниматься доработкой и организацией серийного выпуска ближне- и среднемагистрального пассажирского самолета МС-21 (его сертификация намечена на 2016 год). Продолжатся также совместная с EADS/Airbus конвертация пассажирских самолетов А320/321 в их грузовые модификации, производство в системе международной промышленной кооперации ряда авиакомпонентов (ниши шасси, килевые балки, направляющие закрылки), а также разработка и выпуск беспилотных летательных аппаратов. Улан-Удэнский авиационный завод ведет подготовку производства к серийному выпуску гражданского вертолета Ми-171А в пассажирском и грузовом вариантах, а также перспективного скоростного военного вертолета (типа американского Sikorsky X-2). В самолетном сегменте УУАЗ готовится к серийному выпуску учебно-боевого самолета-штурмовика СУ-25 УБМ. В Объединенной авиастроительной корпорации сейчас прорабатывается вопрос о включении проекта технической модернизации УУАЗ в федеральную целевую программу «Развитие ОПК до 2020 года».
Проекты, относящиеся к сегменту периферийных, играют важную роль в организации промышленных зон и инновационных центров. В моногороде Саянске (Иркутская область), где градообразующим предприятием является «Саянскхимпласт», в рамках технопарковой зоны планируется создать несколько «разнокалиберных» новых производств начиная с крупного газоперерабатывающего и газо-химического комплекса и заканчивая цехом по выпуску тротуарной плитки и потребительской электротехники. Суммарный инвестиционный потенциал — около 68 млрд рублей, более 95% затрат приходятся на проект химической переработки газового сырья. В районе города Черемхова (130 км на северо-запад от Иркутска) инновационной компанией «СилиТек» совместно с Институтом геохимии СО РАН (Иркутск) создается промплощадка по глубокой переработке высокочистого кварцевого сырья Восточного Саяна. К выпуску подготавливается перспективный конкурентоспособный и востребованный на мировом рынке набор кремниевых продуктов — «солнечный» сорт кремния для производства элементов солнечных батарей, металлургический кремний «химических» сортов для «Русала», «Нитол-Силикона» и Железногорского ГХК, высокочистая кварцевая крупка для выпуска кварцевого стекла и кварцевые тигли для выращивания полупроводниковых монокристаллов.
Три инвестиционные платформы: нефть–металл–лес
Восточно-сибирский нефтегазовый комплекс (ВСНГК) формируется на территории двух сибирских регионов (Красноярский край и Иркутская область) и охватывает юго-запад Якутии. По сути, это еще один мегапроект комплексного использования углеводородов при сбалансированном развитии добычи и переработки нефти и газа. В перспективе он способен внести вклад в рост экономического потенциала регионов востока страны. Совокупный валовый региональный продукт до 2025 года здесь может возрасти в 3,8–4 раза.
В тоже время понятно, что ВСНГК уступает давно действующему Западно-Сибирскому нефтегазовому комплексу и по сырьевым ресурсам (и конечно же, по запасам), и по потенциальному социально-экономическому эффекту от их длительной разработки (см. «Извлечь из прошлого уроки и выгоду» в «Эксперте-Сибирь» № 35 за 2011 год). Совокупные затраты на ввод только нефтяных месторождений в Восточной Сибири составят 590 млрд рублей. При этом в списках проектов нет упоминания о развитии масштабной газодобычи в Красноярском крае (Агалеевское и Берямбинское месторождения, поэтапный ввод Юрубчено-Тохомской зоны и Собинско-Пайгинской группы) и Иркутской области (Ковыктинское, Братское, Аянское и Марковское месторождения). Дело в том, что перспективы газодобычи в Восточной Сибири будут определены «Газпромом» на излете текущего десятилетия и то лишь после того, как монополия выберет схему прокладки единой газотранспортной системы.
Инвестиционная активность в горнодобывающей отрасли Красноярского и Забайкальского краев, в Бурятии и Туве — втором по капиталоемкости направлении (630 млрд рублей), но сопоставимом по объемам с нефтедобычей — была нами проанализирована в обзоре «12 крупнейших» (см. «Эксперт-Сибирь» № 35 за 2011 год). Вместе с тем перспективы освоения твердых полезных ископаемых следует оценивать и вне локальных точек расположения крупных месторождений, например, в 300-километровом коридоре нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), проходящем от Красноярского края через Иркутскую область и Якутию далее на восток. Интерес представляют железорудные месторождения в Красноярском крае (Ангаро-Питский и Кодинский рудные узлы) и Иркутской области (Ангаро-Катский железорудный узел), месторождения рудного золота и многочисленные участки россыпного золота.
Объем инвестиций, вкладываемых в лесную отрасль и лесоперерабатывающую промышленность Восточной Сибири, составляет 190 млрд рублей. Крупнейший инвестор — группа «Илим» в Иркутской области — расходует на лесообеспечение своих Братской и Усть–Илимской производственных площадок и на строительство новой целлюлозной линии на Братском целлюлозно-картонном комбинате свыше 25 млрд рублей. «Высокая инвестиционная активность в крае характерна только для небольшого круга отраслей. Среди них, конечно, лесная промышленность, а также металлургия, добыча полезных ископаемых», — комментирует ситуацию министр инвестиций и инноваций Красноярского края Андрей Вольф. В Красноярском крае стоимость лесных и лесоперерабатывающих проектов составляет 166 млрд рублей. Крупнейшие из них — Богучанский лесопромышленный комплекс (86 млрд рублей) и лесохимический комплекс компании «Ангара Пейпа» у поселка Абалаково (70 млрд рублей).
Другие десять лесных проектов представляют новые или реконструируемые площадки для выпуска продукции глубокой переработки древесины: древесно-стружечные плиты, шпон, древесно-волокнистые плиты средней и высокой плотности, половые доски, клееные лесоматериалы, готовая продукция в виде домов из бруса и мебели из массива хвойных пород. Перспективным представляется создание производств древесных пеллет для печного и котельного отопления, в основном на экспорт. Два проекта осуществляет шведская лесная ассоциация Sodra Group, являющаяся миноритарным акционером компании «Ангара Пейпа», в Амазарском районе Забайкальского края строительство целлюлозно-промышленного комбината финансируют китайские инвесторы (компания ЦПК «Полярная»). В настоящее время проект выполнен на 40%, будущий основной потребитель целлюлозы — Китай.
Необходимые железные дороги
Для разработки минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Восточной Сибири — как одного из доминирующих инвестиционных направлений — критически важным является развитие и увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и модернизация Транссибирской магистралей и строительство двух веток железных дорог — Кызыл–Курагино (с выходом на Транссиб) и Борзя – ст. Газимуровский завод (с выходом на южную ветку Харанор–Приангурск и далее — на Транссиб и в Китай), а также северного участка Тында–Беркакит–Томмот до Якутска (Амурская область – Якутия).
Недавно еще можно было считать, что БАМ будет долгое время недозагружен. Но сегодня объемы перевозок практически на всех участках магистрали значительно возросли, а в перспективе за счет освоения месторождений меди, железных и полиметаллических руд Удоканского, Чинейского, Холоднинского и других менее крупных месторождений свободная пропускная способность железной дороги резко снизится. Сейчас на БАМе она составляет 12,5 млн тонн в год и не имеет резервов на протяжении 280 км пути. Износ основных фондов железнодорожного транспорта, приписанного к участкам магистрали, составляет 60%. Сегодня основная задача там состоит в снятии ограничения для перевозки грузов на дальневосточном направлении к портам Ванино и Советская Гавань за счет строительства нового тоннеля Кузнецовского на северо-востоке Хабаровского края, на участке Оунэ–Высокогорный.
В Туве промышленное производство фактически отсутствует (кроме небольших пищевых и швейных производств, электротехнического предприятия и артелей старателей). Комбинат Тыва-кобальт (Хову-Аксы) не функционирует более 10 лет и вряд ли будет восстановлен. Комбинат Тыва-асбест (Ак-Довурак) — глубоко убыточное предприятие. Однако разнообразием и богатством месторождений твердых полезных ископаемых регион весьма заметен. Он вполне способен поставлять на рынок коксующийся уголь, свинец, цинк, золото, медь, никель и молибден. Хотя пока уровень освоения месторождений низкий, (многое не представляет промышленного интереса — нефелиновые руды, редкоземельные металлы, строительные материалы, камни облицовочные, пески и глины, каменная соль), некоторые объекты все же подготавливаются к эксплуатации. Уже в 2012 году будет запущен Кызыл-Таштыгский ГОК (полиметаллические руды), в 2013 году он выйдет на мощность переработки руды в 1 млн тонн. Определенные перспективы вновь проглядываются у месторождения рудного золота Тардан (в конце года будет запущена первая очередь комплекса кучного выщелачивания) и медно-полиметаллического месторождения Ак-Суг. Главным фактором слабого освоения недр республики в сочетании с социальной депрессивностью и экономической отсталостью является отсутствие хороших транспортных коммуникаций и достаточных энергетических мощностей. Единственный выход из такой ситуации — последовательное освоение минерально-сырьевой базы Тувы, прежде всего связанное со строительством межрегиональной железной дороги Кызыл–Курагино для разработки Элегестского угольного месторождения и вывозом по ней коксового концентрата на металлургические предприятия России, Украины и в страны АТР.
В Забайкальском крае продолжается строительство 223-километровой железной дороги от станции Борзя Забайкальской железной дороги на северо-восток мимо проектируемого Бугдаинского ГОКа вплоть до поселка Газимуровский завод (будущий Бугдаинский ГОК). Продолжение дороги до Лугокана, то есть к месторождениям Култуминскому (медно-золото-серебрянное железосодержащее), Солонеченскому (золото-сурьмяное) и Лугоканскому (медно-золото-серебряное) откладывается на неопределенный срок из-за низких оцененных экономических показателей.
Автозаправки, бетон и говядина
Конечно, не все сводится к освоению минерально-сырьевой базы регионов, лесных ресурсов и созданию крупных промышленных предприятий. Такой подход, очевидно, неплох при наличии качественной сырьевой базы и скоординированной позиции многих сторон инвестиционного, добычного, производственного и транспортно-логистического процессов. Но не всегда даже наличие сырьевых ресурсов является залогом благополучия региона. Во–первых, они на самом деле могут быть низкокачественными и невостребованными ни в российской, ни в мировой промышленности, а значит, все разговоры об их освоении останутся лишь разговорами. Во–вторых, нет гарантий, что у регионов будут возможности оставить приемлемую часть рентных доходов на территории добычи. Можно привести еще несколько «но». Поэтому смотреть с долей пренебрежения на альтернативные точки экономического роста, пусть и не столь мощные, но создаваемые десятками и сотнями небольших экономических субъектов-инвесторов, по меньшей мере недальновидно. «В ближайшие годы мы рассчитываем на кратное увеличение инвестиционной активности в несырьевом секторе экономики Красноярского края. Основой для такого оптимизма являются появление физической и финансовой инфраструктуры, которая начала стремительно формироваться уже в этом году, а также снятие административных барьеров и целевая работа с инвесторами», — в связи с этим говорит Андрей Вольф.
В качестве примера возможностей для малого и среднего бизнеса приведем ситуацию с дорожно-сервисной недоразвитостью автомагистрали Чита–Хабаровск. Осенью 2010 года с введением 570-километрового участка строительство федеральной трассы было в общем и целом завершено. Премьер-министр Владимир Путин лично проинспектировал дорогу, а позже на партийной конференции «Единой России» в Хабаровске подчеркнул, что магистраль, проходящая по территории Забайкальского края, Амурской области и Хабаровского края, в целом хороша, но еще далека от совершенства. Премьер обратил внимание на отсутствие мобильной связи, автозаправок, магазинов, автосервисов, пунктов питания и медицинской помощи, мотелей и съездов в прилегающие к трассе поселения. Поэтому, если даже не принимать во внимание очевидную необходимость реконструкции участков трассы, введенных еще в 1980-е годы, можно говорить об еще одном инвестиционном направлении для частного, в основном малого и среднего бизнеса — о создании комплексной дорожной сервисной инфраструктуры. Стоит отметить, что рост инвестиций государства в развитие и других, менее крупных и капиталоемких автодорог, дает сигнал предпринимателям и в других регионах.
Перспективы для развития среднего бизнеса в крупных и небольших по численности городах и поселениях Восточной Сибири могут быть найдены и в других сегментах: в производстве пищевой продукции (в том числе розливе бутилированной воды из глубинных пластов Байкала), строительных материалов (сухие строительные смеси, газобетонные блоки, производство тротуарной плитки), электротехнических и других потребительских товаров, в организации небольших гостиничных и туристских комплексов экономкласса в районе туристско-рекреационной зоны озера Байкал «Ворота Байкала» (со стороны Иркутска) и «Байкальская Гавань» (со стороны Бурятии).
Агропромышленный комплекс является еще одним типичным примером относительно небольших (от нескольких десятков и сотен миллионов до 1 млрд рублей) и рентабельных инвестиционных вложений, которые способен «потянуть» средний бизнес (даже с привлечением кредитных средств). Определенной природно-климатической спецификой регионов Восточной Сибири является то, что они могут достичь самообеспечения по зерну и зернопродуктам, мясу, речной рыбе, полностью удовлетворять потребности в картофеле, некоторых овощах и цельномолочных продуктах. Иркутская область, Бурятия и Забайкальский край вполне станут территориями с выраженной специализацией на производстве мяса и молочной продукции.
Освоение — это ответственность
Итак, в Восточной Сибири появляются серьезные перспективы развития как крупного сырьевого, так и производственно-потребительского бизнеса среднего и малого масштаба. По отношению ко всему макрорегиону обычно применяется термин «освоение территорий» и «сырьевая экономика», что в целом верно отражает проводимую политику по отношению к пока еще не разрабатываемым ресурсам полезных ископаемых в слабоосвоенных территориях, поскольку большинство сырьевых проектов подготавливаются почти «с чистого листа».
Извлекая уроки из предыдущих ошибок при освоении ресурсов в западно-сибирских и дальневосточных территориях, нужно учитывать и другие не менее важные параметры, о которых ранее, в годы советских пятилеток, предпочиталось не говорить. Речь идет не только о достойном уровне доходов работающих на объектах квалифицированных сотрудников и рабочих, но и преимущественном привлечении и обучении местной рабочей силы, обеспечении работников комфортным жильем и высококачественными корпоративными социальными пакетами. Особое внимание должно быть уделено фактически «одномоментным», то есть не растянутым на десятилетие, вложениям в транспортные коммуникации (межрайонные и поселковые автомобильные дороги, причальные хозяйства на внутренних водных путях, авиационная инфраструктура местных аэродромов), общественную поселковую или городскую инфраструктуру.
Кроме того, уже стало очевидным, что добывающая и производственная деятельности не должны вестись явно в ущерб местной природе. Нежелание сделать территорию комфортной не может прикрываться формальными общественными слушаниями и плохо выполняемыми соглашениями с региональными властями. Колониальные подходы к развитию Сибири и Дальнего Востока в то время, когда мир уже переходит в постиндустриальную эру, больше не сработают. Вновь допускать корпоративный эгоизм и игнорирование социально-экономических интересов территорий добычи ресурсов недопустимо.