— Лес у нас есть, — спешит успокоить недоверчивых инвесторов Михаил Малькевич, руководитель агентства лесной отрасли Красноярского края. — По крайней мере, расчетная лесосека, то есть ежегодный объем заготовки древесины, которую можно вырубать без ущерба для окружающей среды, составляет в крае 77 миллионов кубометров и осваивается едва ли шестая часть ее, чуть больше 12 миллионов кубов, хотя объемы лесозаготовок нарастают. Так, в 2010 году в регионе заготовили древесины на 10 процентов больше, чем в 2009 году, а прирост заготовки деловой древесины составил 47 процентов. В основном осваиваются лесные ресурсы в Приангарье и центральных районах Красноярского края. Еще ждут своего часа древесные запасы Эвенкии. «Лес везет дорога» — эту нехитрую истину знают все, кто связан с лесной отраслью. Пока древесину из таежных делянок вывозят в основном по автотрассам, построенным в 70-е-80-е годы минувшего века. Строило их государство, продвигаясь все дальше вглубь тайги во всех направлениях. К настоящему времени сырьевая база, тяготеющая к лесовозным магистралям, истощена, и без развития сети лесовозных дорог наращивать объемы заготовки древесины будет весьма проблематично. — Действительно, это так, — соглашается Михаил Владимирович. — Поэтому целью номер один для нас является реализация господдержки программы строительства лесовозных дорог, используя принципы государственно-частного партнерства. Основной вектор развития — транспортное освоение лесных территорий Нижнего Приангарья, Эвенкии, Енисейского района. Этому должно поспособствовать завершение строительства первого в Красноярском крае моста через Ангару в Богучанском районе. Между тем сейчас чрезвычайно редко увидишь на таежной трассе лесовоз с возом хлыстов, из лесу везут в основном бревна, которые составляют 70 процентов биомассы дерева, а на долю наиболее востребованного на рынке круглого лесоматериала — пиловочника приходится и того меньше — от 35 до 40 процентов. Остальное остается в тайге, на лесной делянке в виде отходов. Но и распилив бревно, удается выкроить в виде качественных пиломатериалов в лучшем случае процентов 60. Остальное тоже составляют отходы, но уже в виде опилок и обрезков. При таком подходе нам никаких ресурсов не хватит. — Эта проблема давно находится в центре внимания правительства края и нашего агентства, — поясняет Михаил Малькевич. — Напомню, что еще в 2004 году была разработана концепция и основные направления развития лесного комплекса Красноярского края, построенная на развитии безотходных технологий переработки древесины. С тех пор регион получил 9 инвестиционных проектов, включенных Министерством промышленности и торговли РФ в перечень приоритетных в области освоения лесов. Почти все они находятся в той или иной фазе развития, а о трех инвестпроектах уже смело можно говорить как о локомотивах развития всего лесопромышленного комплекса края. О них стоит рассказать поподробнее. Первый из них, реализуемый в Богучанском районе ЗАО «Краслесинвест», предполагает строительство лесоперерабатывающего комплекса по производству беленой хвойной крафт-целлюлозы, продукции лесопиления и деревообработки, плитной продукции. Там, у села Ярки, неподалеку от нового моста через Ангару подготовлена строительная площадка, завезена основная часть металлоконструкций будущего лесопильного завода. Второй проект — строительство лесохимического комплекса «Ангара Пейпа» в Енисейском районе Красноярского края. Его реализация позволит создать крупное современное предприятие с полным циклом глубокой переработки древесины от масштабного лесопользования до производства изделий по механическим и химическим технологиям. Проект крупный, объем инвестиций превышает 45 миллиардов рублей, поэтому инвесторы подошли к нему со всей ответственностью. Два с половиной года ушло на подбор сырьевой базы. Обследовано 3,5 миллиона гектаров леса в Енисейском и прилегающих к нему районах в зоне перестойных лесов, в основном с преобладанием пихты и большой долей березы. Образцы древесины возили в Швецию, в Гетеборг, где в исследовательском центре провели пробные варки целлюлозы из нашей древесины. Качество целлюлозы оказалось очень высоким, и в первоначальный проект были внесены изменения. Конечной продукцией комбината станет не просто целлюлоза, а мелованный картон из нее. Его в России никто еще не производит. Да и последний целлюлозный завод в нашей стране был пущен в эксплуатацию треть века назад, в 1974 году. И наконец, по третьему приоритетному инвестпроекту — строительство Енисейского фанерного комбината в городе Сосновоборске. Не так давно, в августе текущего года он начал отгрузку фанеры — пока крупным предприятиям России, на очереди страны Европы. Уже в будущем году намечено выпускать ежемесячно 20-30 тысяч кубометров фанеры, а запустить комбинат в полную силу планируется к середине 2013 года. Тогда его годовая производственная мощность составит 350 тысяч кубометров фанеры разных видов для строительства и мебели и 100 тысяч кубометров товарного шпона плюс производство пеллет. Для столь масштабного производства потребуется ежегодно заготавливать и поставлять на ЕФК более одного миллиона кубометров древесного сырья. Необходимо сказать, что ведется реконструкция на флагманах лесопиления Красноярского края — Лесосибирском ЛДК-1 и Новоенисейском ЛХК. На лесохимическом комплексе за последние годы пущена в эксплуатацию линия по производству плит МДФ и цех по выпуску топливных гранул-пеллет. Но кроме крупных комбинатов в крае есть еще множество небольших предприятий с годовым объемом заготовки древесного сырья до 100 тысяч кубометров. И они тоже стремятся как можно больше вложить собственных или заемных средств в глубокую переработку древесины. По меньшей мере десяток фирм занимаются деревянным домостроением, предлагают малоэтажные дома из клееного бруса, оцилиндрованных бревен или различного вида каркасных конструкций из древесины. И тут самое время назвать проблему номер три — переработка отходов лесопиления. Уже можно сказать, что вырисовывается основной вектор их применения — энергетическое использование. В крае уже действуют два завода по производству пеллет. В Дзержинском и Идринском районах начали производить топливные брикеты. Однако парадокс в том, что топливные гранулы, произведенные у нас, выгоднее везти за пять тысяч верст в Европу и там продавать, и совершенно равнодушен к этому экологически чистому топливу местный рынок. В крае с безграничным ресурсом биотоплива предпочитают топить собственные жилища и муниципальные котельные углем, засыпая окрестности сажей и отравляя воздух продуктами горения. Тут просто необходима специальная программа стимулирования перехода на возобновляемые источники энергии. Но это уже тема отдельного разговора.
Геннадий Миронов, «Российские лесные вести».