Российская экономическая новь искрит импульсами, порождающими тектонические сдвиги колоссальных пластов экономической теории. То, что вчера казалось незыблемым и подтверждалось систематизированными построениями из зарубежного практического опыта, в наших чудодейственных реалиях приобретает новое смысловое звучание, стимулируя будущие поколения исследователей к творческому обогащению концептуального наследства. Один из таких примеров – государственно-частное партнерство (ГЧП) в преломлении Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО).
Еще недавно автор по наивности полагал, что ГЧП – это система отношений между государством и частным сектором, функционирующая на основе юридически согласованного механизма трансформации прав собственности для достижения целей государственного управления и максимизации прибыли от предпринимательской деятельности. Заковыристо, но смысл таков: решение социально значимых задач осуществляется посредством предоставления бизнесу возможности заработать с непременно сопутствующим переходом прав собственности от государства в частные руки, и наоборот. Под такую имущественную пертурбацию были заточены все доселе известные модели ГЧП: сервисные, управляющие, инвестиционные контракты, лизинг, концессии, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия.
Но Россия – родина не только слонов или даже черепах, но и нового прочтения механизма ГЧП, когда за одну из моделей партнерства выдается банальное кредитование одним из крупнейших госбанков страны изначально частного коммерческого проекта. БЭМО – это завершение строительства Богучанской ГЭС на Ангаре и сооружение Богучанского алюминиевого завода («БоАЗ») компании «Русал». Кто-то возразит, что завод Дерипаски пусть и частный, но новая-то ГЭС государственная, и будет посрамлен.
Итак, вопрос первый. Знает ли руководство страны, что ОАО «Богучанская ГЭС», в задачи которого входит достройка станции, ввод ее в действие и последующая эксплуатация, – правопреемник государственного Управления строительством Богучанской ГЭС, созданного еще в 1976 году, принадлежит кипрскому офшору «Boges Limited»?
Контора эта владеет 95,4% обыкновенных акций ОАО «Богучанская ГЭС» и, как записано в корпоративных документах, имеет «возможность определять решения, принимаемые обществом, с целью получения экономической выгоды от деятельности последнего». Соучредителями кипрского энергетического монстра с миллиардными оборотами и огромными сибирскими активами через 100-процентные дочерние офшорные «HydroOGK Power Company Limited» и «Rusal Power Company Limited» в равных долях являются «Русал» и преимущественно государственное (!) ОАО «РусГидро».
Как в таком случае понимать гнев Владимира Путина на одном из прошлогодних заседаний правительственной Комиссии по вопросам развития электроэнергетики: «Если мы хотим сделать нормальный инвестиционный климат в стране, то терпеть возможности реализации офшорных схем в инфраструктурных отраслях, безусловно, нельзя»? Выходит, для исполнителей Богучанского проекта посыл президента – не указ.
И не нужно вставать на дыбы – мол, Богучанское ГЧП направлено на развитие российской электроэнергетики. Иркутский регион – энергоизбыточный, поэтому и тарифы там самые низкие в стране. В стране немало территорий, особенно в Центральной России, где дефицит электроэнергии и мощности ощущается остро. Однако в этих районах планов по строительству алюминиевых заводов нет, потому и «энергетические» ГЧП не востребованы.
Вопрос второй. Отдают ли отчет в государственном «Внешэкономбанке», председателем наблюдательного совета которого, на минуточку, является премьер Дмитрий Медведев, что финансируют, в том числе бюджетными средствами, офшорный проект? Причем финансируют с размахом – кредитный лимит на достройку Богучанской ГЭС определен в размере 28,1 млрд. рублей (по итогам I квартала 2012 года выбрано 12,8 млрд. рублей)? Другими сокредиторами с существенно меньшими ресурсами являются «РусГидро» (сумма основного долга – 21,0 млрд. рублей), «Aluminum Group Ltd» с офшорных Британских Виргинских островов (20,1 млрд. рублей) и «материнская» «Boges Limited» (3,0 млрд. рублей). Откуда, кстати, средства у «мамки»?
Из совокупной долгосрочной кредиторской задолженности офшорного ОАО «Богучанская ГЭС» в 56,9 млрд. рублей (по данным за I квартал 2012 года), 33,8 млрд. рублей, или 59,4% приходится на государство. Остальное – «иностранные» инвестиции.
Вопрос третий. Что является обеспечением по возврату выданного структурам «Русала» долларового кредита на строительство первого пускового комплекса «БоАЗа» в эквиваленте 21,9 млрд. рублей сроком на 14 лет? Выручка за минусом издержек на реализацию? Откуда в государственном «ВЭБе» такая уверенность, что через 14 лет офшорный закредитованный «Русал» будет обладать выручкой в достаточном количестве и захочет ею поделиться?
Проблема не в том, что «крылатый металл» вдруг перестанет пользоваться спросом, а в том, что через несколько лет в ЕС (основном рынке «Русала») могут запретить ввоз «грязной», не соответствующей экологическим требованиям, продукции. «БоАЗ» оснастят модернизированными электролизерами РА-300, изготовленными по устаревшей технологии Содерберга, характеризующимися, несмотря на все усовершенствования, повышенными выбросами вредных веществ в атмосферу. Еще одна особенность РА-300: помимо высокого по сравнению с зарубежными технологиями энергопотребления (13,7 тыс. кВт.ч/т у «Русала» против 13,1–13,2 тыс. кВт.ч/т у «Rio Tinto Alcan» или «Norsk Hydro»), российское оборудование отличается меньшей производительностью, причем отрицательная разница по сравнению с зарубежными аналогами доходит до четверти.
Ранее строительство первого комплекса мощностью 147 тыс. т (так же как Богучанскую ГЭС) предполагалось закончить в 2013 году, однако сроки постоянно переносятся. Одновременно в 2006–2012 годах капитальные затраты «Русала» на сооружение первой очереди «БоАЗа» возросли с 5,7 тыс. долларов за тонну алюминиевого эквивалента на единицу мощности до 7,2 тыс. долларов за тонну, или на 26,3%. За тот же период среднемировые капзатраты увеличились всего на 9,8% и составляют в настоящее время порядка 4,5 тыс. долларов за тонну (62,5% от показателя «Русала»). Видимо, в России все дороже – и стройматериалы, и оборудование, и рабочая сила.
Проект БЭМО похож не на прорывное ГЧП, а на тривиальный увод денег у государства. Надеюсь, Счетная палата и Генпрокуратура придут к тому же мнению.
Никита КРИЧЕВСКИЙ,
доктор экономических наук, профессор
Радует, что хоть что-то строят, хоть и с хищениями. Оффшор — хорошо, плохо, что только богатые их используют, а бедные честные патриоты — конечные потребители налогоплательщики — платят втридорога за всех: таможенникам пошлину, налоги — чиновникам, тарифы — менеджерам госмонополий. Надо отменить государства — пусть будет оффшорная планета с одним простым небольшим налогом — на общие нужды — избираемых судей, шерифов, медицину и образование. А то границы, таможни, налоги, законы — только видимость для законопослушных. Для капитала, оружия, наркотиков уже давно планета — один безпрепятственный оффшор. Спасибо. Всем любви.
Чушь полная! В соответствии с соглашением между Минэнерго и Правительством Красноярского края объекты СВМ Богучанской ГЭС и Богучанская ГЭС после завершения строительства переходят в собственность РФ! Тут существует маленький нюанс в соответствии с действующим законодательством РФ не имеет возможности и права самостоятельно эксплуатировать данные объекты равно как и Красноярский край… в этой связи объекты СВМ и сама СВМ перейдут в ОАО»ФСК ЕЭС» дочку ОАО «РОССЕТИ», а Богучанскую ГЭС эксплуатировать будет ОАО «РУСГИДРО». Проблема оффшоров безусловно есть, если говорить об ОАО»РусГидро», но в настоящее время её усиленно пытается решить Правительство и пути решения уже есть! Так что не надо лить грязь на Правительство не зная все изнутри! Хватит быть тупым стадом, не видитесь на пропаганду! Думайте сами ! Читайте внимательней и только разобравшись в вопросе делайте выводы!
«Пытается», «пути решения уже есть», бла-бла-бла…
Президент РФ еще в декабре 2011 года поручил разобраться с вопросом офшорного владения Богучанской ГЭС и перевести ее под российскую юрисдикцию. Лично упомянул в этой связи Дода, возглавляющего ОАО Русгидро.
На дворе сентябрь 2014 года. Скоро три года, как президент РФ поручил вернуть Богучанку. Богучанкой до сих пор владеет кипрская офшорная фирма.
«Так что не надо лить грязь на Правительство не зная все изнутри! Хватит быть тупым стадом, не видитесь на пропаганду! Думайте сами ! Читайте внимательней и только разобравшись в вопросе делайте выводы!» (c) Эксперт
На дворе сентябрь 2016 года. Скоро пять лет, как президент РФ поручил вернуть Богучанку. Богучанкой до сих пор владеет кипрская офшорная фирма.