Участниками состоявшего в феврале в Красноярске круглого стола «Проблемы устойчивого развития Нижнего Приангарья» принят итоговый согласованный протокол, в котором содержатся конкретные предложения по улучшению ситуации в Нижнем Приангарье. В ближайшее время эти предложения будут направлены в адрес органов государственной власти и инвесторов первого этапа инвестпроекта комплексного освоения промышленного потенциала данной территории.
15 февраля 2013 года в Красноярске состоялся круглый стол «Проблемы устойчивого развития Нижнего Приангарья». Предметом обсуждения стали социально-экологические проблемы инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», представленные в коллективном докладе общественных экологических организаций КРОЭО «Плотина», Всемирный Фонд дикой природы – WWF России и Международной коалиции «Реки без границ».
Одним из основных тем обсуждения стала ситуация с инвестпроектом освоения Нижнего Приангарья. По мнению участников круглого стола, проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» наглядно продемонстрировал недостатки стратегического планирования, слабость координирующей роли государственных органов и устранение от процесса принятия важнейших управленческих решений заинтересованных социальных групп общества.
Данные недостатки наглядно проявились:
- В срывах сроков ввода в эксплуатацию всех планируемых инвестиционным проектом объектов.
- В существенных изменениях, вносимых по ходу реализации в проекты Богучанской ГЭС и Богучанского ЛПК.
- В недостатках социального и экологического сопровождение проекта, выразившееся в отсутствии нормативной базы, обеспечивающей стратегическую экологическую оценку инвестпроекта, в ряде серьезных нарушений природоохранного законодательства при реализации проектов в Нижнем Приангарье, в отсутствии программ экологического и социального развития Нижнего Приангарья.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что в том виде, каком сегодня реализуется проект развития Нижнего Приангарья, он консервирует и даже усугубляет негативные тенденции экспортно-сырьевой модели развития России. В частности, ориентация на форсированное наращивание топливного и сырьевого экспорта применительно к Нижнему Приангарью выразилась в следующих действиях:
- достройка БоГЭС при отставании ввода в эксплуатацию потребителей её энергии в Нижнем Приангарье и наличие избыточной запертой электроэнергии в крае ввиду недостаточной развитости сетевых электросетей в Сибири;
- строительство новых алюминиевых заводов, являющихся скрытой формой экспорта сырья в Китай при одновременном вытеснении с отечественного рынка высокотехнологичной продукции машиностроительной, строительной, электронной отраслей – потенциальных потребителей алюминиевых продуктов с высокой добавочной стоимостью частично той же китайской продукцией;
- строительство лесопильных предприятий (Богучанский ЛПК) при одновременном отказе от создания высокотехнологичных деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных производств.
«Наиболее актуальные проблемы нынешних проектов развития Нижнего Приангарья – это пробелы законодательства и недостатки планирования, — считает организатор круглого стола, председатель красноярской экологической организации «Плотина» Алексей Колпаков. – Сегодняшнее законодательство выводит проекты развития территорий из перечня объектов государственной экологической экспертизы. Следствием этого является отсутствие экологической оценки таких проектов и возможности их контроля со стороны общественности. Кроме этого, ситуация с освоением Нижнего Приангарья наглядно демонстрирует несоответствие реализуемого проекта стратегическим задачам охраны окружающей среды, обозначенным в стратегиях развития России и Сибири. Реальность инвестиционного проекта «Комплексного развития Нижнего Приангарья» не позволяет уповать на экологическую добросовестность как инвесторов (ОАО «РусГидро» и ОК «РУСАЛ»), так и правительства региона. Однако там, где нет закона и контроля, совесть не работает».
«Пример промышленного освоения Нижнего Приангарья показывает, что в сегодняшней России совершенно не принимаются в расчет экологические последствия от реализации масштабных инвестпроектов, — убежден один из участников круглого стола, российский координатор международной коалиции «Реки без границ» Александр Колотов. – Более того, сложившаяся схема частно-государственного партнерства предусматривает, по сути, экологический демпинг: требуемый объем компенсационных мероприятий занижается, их выполнение отдается на откуп государству, которое финансирует такие работы в лучшем случае по остаточному принципу. Подобный подход как раз и провоцирует рождение чудовищных с точки зрения антропогенного воздействия на природу проектов вроде строительства Эвенкийской ГЭС или создания Ангаро-Енисейского промышленного кластера вообще без всяких компенсационных природоохранных мероприятий».
Сформулированные участниками круглого стола конкретные предложения по улучшению ситуации в Нижнем Приангарье будут направлены в адрес Законодательного Собрания, правительства, министерства природных ресурсов и министерства культуры Красноярского края, а также инвесторам строительства Богучанской ГЭС (крупнейшего проекта первого этапа инвестпроекта освоения Нижнего Приангарья) – компаниям «РусГидро» и «РУСАЛ».