На трассе нефтепровода «Куюмба-Тайшет» найдены уникальные артефакты. Эти археологические находки открыли ученым окно в мир еще совсем юной Сибири эпохи палеолита. Артефакты были обнаружены во время спасательных работ на исторических участках, расположенных по маршруту будущего магистрального нефтепровода «Куюмба-Тайшет». И действительно, бесценные сокровища древности не должны быть потеряны для отечественной культуры под основанием промышленного мега-проекта.
Для ОАО «АК «Транснефть» тема спасения памятиков истории, как экологические и социальные факторы, стоят в одном ряду с инженерными вопросами строительства. И такой ответственный дход определяет лицо компании.
Фронт работ
Археологические раскопки в районах запланированных строек — требование закона. Однако выполнить его можно по-разному. Например, жестко ограничить сроки для работы ученых. Или повредить часть культурных слоев строительными машинами до начала исследований. Формальное отношение к букве закона, к нашей истории, к сожалению, встречается часто. Однако «Транснефть» с самого начала деятельности традиции закладывает совершенно другие.
Еще в 2007 – 2010 годах при строительстве основной резервной веток магистрального трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» в Иркутской области нефтяники столкнулись с объектами археологии. Для них они стали сигналом к действию. Наши сибирские края еще не до конца освоены. Много тайн они хранят и для ученых. А ведь они могут объяснить и современные черты характера сибиряков. Вдруг раскроют секрет удивительной сибирской души? История богатых таежных и лесотундровых земель во многом до сих пор еще плотно закрытая шкатулка с драгоценностями. Благодаря строительству нефтепровода, археологи получл ключик от сокровищ.
Точкой старта трех больших археологических экспедиций, которые отправились этим летом на раскопки вдоль берегов рек Ангары и Чуны на таежный маршрут — трассу будущего магистрального нефтепровода «Куюмба-Тайшет» — стали предварительные изыскания. В прошлм году проектный институт «Гипротрубопровод» вместе с ООО «Красноярская геоархеология» выявили на трассе ряд стоянок древнего человека. В основном, по берегам рек. Затем в мае 2013 года состоялась историко-культурная экспертиза материалов изысканий. Были подготовлены соответствующие разделы в проектной документации. Они одобрены министерством культуры Красноярского края и службой по охране памятников Иркутской области.
Всего по трассе нефтепровода обнаружено восемь исторических участков, представляющих археологическую ценность. Заниматься раскопками должны только специализированные научные организации. Поэтому в рамках подготовки территории к строительству магистрального нефтепровода «Куюмба-Тайшет» дочернее предприятие «Транснефти» — ООО «Центр управления проектом «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ЦУП ВСТО), которое является техническим заказчиком проекта, провело закупку услуг по обеспечению сохранности объектов археологического наследия на участках прохождения трассы трубопровода.
Когда все формальности были соблюдены, сотрудники «Красноярской Геоархеологии», Иркутского и Новосибирского госуниверситетов отправились в экспедиции. Они разделили между собой фронт работ по участкам. Ими и стали стоянки древних людей. Стоянкой называют поселение эпох палеолита, неолита и бронзы. Термин возник в 19 веке для обозначения поселений и стойбищ, которые создавались первобытными людьми во время сезонной охоты, рыбной ловли. А впоследствии этим термином стали обозначать и поселения оседлых охотничье-рыболовческих племён, при раскопках которых находят очаги, остатки жилищ, погребения. Таким образом, стоянки дают большой простор для исследователей прошлого. Кстати, древние поселения трассы нефтепровода «Куюмба-Тайшет» получили звучные названия – по соседней деревне или по имени известных исследователей. Так, на тритории кутской области для аскопок участок в среднем течении Чуны определен как «Стоянка им. Генералова». На территории Красноярского края расположились «Стоянка Иркинеево. Ельчимо 3», «Сафроново-3», «Стоянка Иркинеево. Матвеевская площадь 1».
От палеолита до наших времен
Одна из экспедиций — «Ангарская» — по заказу ЦУП ВСТО исследует объекты археологического наследия «Стоянка Иркинеево. Ельчимо 3» и «Иркинеево. Стоянка Матвеевская площадь 1». анил Лысенко, научный сотрудник ООО «Красноярская Геоархеология», вел раскопки несколько недель. Исследователя поазили масштабы работ:
— Площадь раскопок — 3 тысячи квадратных метров на одном берегу, 6700 – на другом. На таких огромных территориях археологических работ в регионе больше нигде не ведется. На стоянках «Матвеевская площадь» и «Ельчимо 3» залегают три культурных слоя. Глубина раскопов составляет три метра и больше. Уникален для Нижнего Приангарья найденный слой палеолита. Палеотические объекты на данный момент на территории ниже Кодинска были неизвестны. Это один из первых подобных объектов, которые удалось обнаружить.
Ученые всех трех экспедиций уверены, историческое значение мест, где пролегает трасса нефтепровода, трудно переоценить. Сам факт обнаружения палеотической стоянки на берегах Ангары – определенная сенсация. Он говорит о том, что человек заселил эти места порядка 25 тысяч лет назад. Река была магистральным путем движения для первых жителей Сибири. Ангара до сих пор имеет значение «великого пути» сообщения жителей Восточной и Западной Сибири.
Для археологов все стоянки представляют большой научный интерес. Данил Лысенко отмечает:
— Сейчас возникла новая информация о том, как на берегах Ангары жили люди. Нужно сказать, что данная территория довольно слабо изучена археологами. Ведь мы используем только ручной труд, не привлекаем технику. Раскопки – это всегда затратно. И у нас нет возможности вскрывть ольши площади для сследований. Поэтому большие строительные проекты в случае, если компания добросовестно относится к аварийно-спасательным работа, позволяют совершить прорыв в знаниях. Благодаря «Транснефти» мы получили уникальную возможность открыть новые страницы истории наших предков.
Каждая интересная находка археологов обогащает прежние представления и знания о тех людях, которые жили до нас. Именно на «Матвеевской площади» была найдена рыбка-приманка, шлифованная скульптура. Всего ученым известно 30 штук таких изделий, которые привезли с берегов Ангары. Она обнаружена на своеобразном хозяйственном складе костяных изделий древнего человека. Ученые предполагают, что такие рыбки носят культовый, ритуальный характер, а не промысловый, как считали раньше. Удача ученых – большая коллкция глиняных горшков. Причем, практически целых, а не в виде мелких черепков, как чаще бывает. Горшки еще раз говорят о том, что места наши были плотно обитаемые. Это долговременные стоянки поколений людей. Человек далекой эпохи ничем антропологически от нас не отличался. И вел примерно такой же образ жизни, как сегодня ведут коренные малочисленные народы Севера – долгане, эвенки.
Нефтяник археологу друг и брат
Исследователь из другой экспедиции, которая работала на территории Иркутсткой области, подтвердил значимость раскопок. вгений Роговской, научный сотрудник Иркутского государственного университета работал на «Стоянке имени Генералова»:
— На берегу Чуны расположилась наша экспедиция, на месте древней стоянки людей, которую удалось обнаружить еще в 2009 году в результате разведочных работ по добыче нефти. Стоянка многослойная — 4 уровня залегания археологического материала. Самый ранний уровень относится к 7 тысячелетию от наших дней. Каждый уровень — ранний неолит, поздний неолит, ранняя бронза, средний этап эпохи бронзы, ранее железо – источник уникального материала. скопи на есте строительства нефтепровода «Куюмба-Тайшет» дал богатый материал для исследований. Находок – масса. Предварительно зафиксировано около 9 тысяч артефактов. Обнаружены фрагменты горшков, керамики. Они относятся к разным этапам орнаментации. То есть у каждого поколения был свой способ нанесения орнамента на посуду. Мы нашли даже настоящий клад. Большой интерес вызвали места погребений.
Каждый культурный слой – точка профессионального интереса ученого определенной специализации. Поэтому на раскопк приглашались разные исследователи. По палеолиту на Ангару приезжали ученые из Забайкалья. Стоянка «Иркинеево.Ельчимо-3» вызвала у них большое любопытство. Находки еще предстоит обработать камерально, что займет не один год. Нужно определить точную датировку их возраста – по анализу костных материалов, каменного угля. Археологи получили первичную информацию о наших предках. В полном виде она предстанет через несколько лет. Самый ценны материал отправится в музейные экспозиции Красноярска и Иркутска. Тем более что образцы, достойные показа, точно ест.
Раскопки продлятся еще до начала октября. Для археологов важно не терять ни минуты. К счастью, нынешняя экспедиция им запомнится как самая удачная. Не только по числу находок, но и по организации аварийно-спасательных работ. Как участнику разных экспедиций, в том числе и в Нижнем Приангарье, где реализуется инвестиционный проект и идут большие стройки, Данилу Лысенко есть с чем сравнивать:
— ОАО «АК «Транснефть» – одна из немногих компаний, которая проводит археологические исследования на стадии проектирования, а не во время строительных работ, что создавало бы ученым дополнительные трудности. Тогда и возникают конфликты между учеными и строителями, когда заказчик ведет себя некорректно, тянет время. Мы часто сталкиваемся с тем, что на строительном объекте и спасать уже нечего: паятник разруены из-а начавшихся работ. В нашем сучае были заказаны даже предварительные археологические изыскания. Мы приехали на территорию, где земля была совершенно нетронута строителями. Археологам был дан целый полевой сезон, что тоже редкость для нас. Обычно строители ставят более жесткие рамки, пеняя на горящие сроки. В данном случае сотрудники ЦУП ВСТО отработали профессионально и мы очень благодарны за высокую ответственность.
Абсолютно безграмотная статья!
Чего только стоят выражения: «…на исторических участках, расположенных по маршруту будущего магистрального нефтепровода…» или того хуже «…древние поселения трассы нефтепровода «Куюмба-Тайшет»…»
» Горшки еще раз говорят о том, что места наши были плотно обитаемые.» — это вообще из серии «…то у них собаки лают, то руины говорят…»
Кроме того, перепутаны названия археологических объектов и регионы их расположения. Даже названия научных подразделений, ведущих работы, даны неправильно.
Автор материалом не владеет….