Чем дальше, тем интереснее. Выясняется, что все-таки даже насчет тех загрязняющих притоки Ангары золотостарательских артелей, которые мы схватили за руку благодаря спутниковым снимкам от "Прозрачного мира", нет никако ясности в том, кто именно и каким образом их накажет (и накажет ли их вообще).
Напомню, мы отправляли космоснимки с фактами загрязнения рек Нижнего Приангарья в два адреса: в природоохранную прокуратуру Красноярского края и в Росприроднадзор. По линии прокуратуры мы, в конце концов, получили обстоятельный оте от прокурора Мотыгинского района, который внес представление в адрес старателей устранить выявленные нарушения. Росприроднадзор же просто переправил наши материалы в министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края. И вот добравшись на днях до почты, я обнаружил следующий ответ из Минприроды нашего региона:
То есть начался бюрократический футбол: Росприроднадзор отправляет материалы в Минприроды, а Минприроды отфутболивает их обратно в Росприроднадзор.
ри этом, как выяснилось в ходе обсуждения моего доклада на последнем заседании Общественной экологической палаты Красноярского края, и Росприроднадзор, и Минприроды региона практически не имеют рычагов воздействия на золотодобытчиков.
Минприроды края не ведает выдачей лицензий на золотодобычу, регулирование этой сферы не в их компетенции, а в компетенции федеральных органов власти, в частности, территориальных управлений Федерального агентства по недропользованию (Роснедра).
Росприроднадзор, в свою очередь, жалуется на несовершенство методик подсчета экологического ущерба от золотодобычи, которые корпоративные юристы успешно оспаривают в суде. Вдобавок сми судь чему-то сверлояльно относятся к нарушителям такого рода. Напомню только самый последний громкий случай: экологический ущерб от действий артели старателей «Ангара-Север» Росприроднадзор насчитал в размере 404 млн руб, суд присудил к выплате 40 тыс руб – то есть в 10 ыся раз меньше! Конечно, после таких, с позволения сказать, "штрафов", старатели и дальше будут гадить и уничтожать наши реки – что, как показывают спутниковые фото, они с усердием и делают.
Еще один немаловажный нюанс: с экологической точки зрения проектную документацию по месторождениям пользователи участков могут разрабатывать как хотят: нет требования об обязательном присуттвии раздела по охране окружающей среды, и в проектной документации многих объектов его просто нет. При рассмотрении проектной документации комиссия в Роснедрах не требует никакой ОВОС, им этот раздел, видимо, просто не нужен.
Что делать в такой ситуации? Нами подготовлен проект решения по результатам обсуждения в Общественной экологической палате края вопроса о добыче россыпного золота – сейчас этот проект проходит процедуру корректировки и согласования. После его утверждения и опубликования будем уже от имени экопалаты обращаться в различне органы государственной власти с предложениями изменить регулирование отрасли таким образом, чтобы от "золотой лихорадки" природу не лихорадило – как это, увы, происходит у нас сейчас практически повсеместно.
Александр Колотов,
российский координатор
междуадой оаиции
«Рки без границ»