Ещё в 2015 году несколько раз фиксировалось загрязнение реки Татарки. А также её притоков благодаря космическому зондированию. Причём на всём протяжение реки, включая притоки (реки Малая Коимба, Татарчук, ручьи Оборотовский, Безымянный), то есть практически на 150 км. Вероятный источник загрязнения: ООО "Красноярская горно-геоическая компания" (месторождения "Река Татарка, правый приток Ангары" и "Россыпи верхнего течения р. Татарки и ее притоков").
Тогда, после многочисленных обращений красноярских экологов министерством природных ресурсов и экологии региона планировалось проведение обследования товления источнико загрязнения водных объектов в Нижнем Приангарье.
И вот в 2018 году ситуация повторилась. Золотодобытчики убивают реку и её обитателей в Мотыгинском районе, считают общественники. Жители Енисейского района несколько месяцев ведут переписку с чиновниками ряда ведомств. Люди пытаются доказать, что река уникальная. Здесь издревле нерестились редкие виды рыб: таймень, ленок, хариус. И сегодня они погибают.
На катере мы идём сначала по Ангаре, потом по Татарке. Неравный бой с чиновниками за Татарку, на которой рыбачил с детства, Сергей Заплатин ведёт с весны. Писем-отписок — целая коллекция. Чем выше, тем плотнее цвет воды. Из ручейков, которые впадают в речку, идёт прозрачная вода, в самой Татарке — сплошная муть.
«Когда поднимаешься по щучьей яме — видно было каждый камушек, как щуки стоят, как ленки стоят. Сейчас, кроме этой мутной воды, мы ничего не видим. Ушёл отсюда хариус, не заходит весной рыа на икромёт, потому что она не может в этой мутной воде никуда подняться», — рассказал житель Енисейского р-на Сергей Заплатин.
Из переписки Сергею удалось выяснить — в Мотыгинском районе на притоках Татарки моют золото. Песчано-глиняная смесь приходит как раз из притоков. Прямо на рек стоит деревне Татарка, здесь живут староверы. Таёжная речка для них — единственный источник питьевой воды.
В федеральном агентстве по рыболовству Сергею Николаевичу ответили — проверить организации, которые моют золото на притоках Татарки, они не могут: «Проведение внеплановой проверки юридического лица возможно только при установлении факта причастности данного лица к причинению вреда окружающей среде»; «Факт катастрофического загрязнения реки Татарка не подтвердился».
Мутная вода, по мнению чиновников, фактом загрязнения не является. А ведь Татарка — это заказник, особо охраняемая территория Красноярского края. В краевом министерстве экологии поясняют: на проверку выезжали в августе, пробы воды хорошие. Химии в Татарке не нашли, вопрос закрыт.
Не заметить линню взвесь в реке инспекторы не могли. Рыба в такой воде жить точно не будет. Если рыба уходит, значит, река загрязнена. Мы подготовили свои запросы от программы «Вести. Красноярск» в Росприроднадзор, в природоохранную прокуратуру. Ко всем письмам прилагаем видеоматериал. Мы будем следить за дальнейшей судьбой Татарки.