Сразу два правоохранительных ведомства Красноярского края участвуют в расследовании уголовных дел против руководителей государственных учреждений, курирующих комплексное развитие Нижнего Приангарья. Этой «стройке века» сопутствуют не только миллиардные траты из бюджетов всех уровней, но и, как показывает жизнь, «усушки и утруски» при распределении денег. Чиновники подозреваются в превышении должностных полномочий.
После проверок краевой прокуратуры Главное следственное управление СК РФ по региону воздо дела в отношении руководителей двух организаций: «Дирекции по комплексному развити Нижнего Приангарья» (ДКР НП) и «Дирекции по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» (ДПВ БоГЭС). Оба учреждения находятся на полном государственном довольствии и подчиняются министерству экономики и регионального развития Красноярского края.
С директором ДКР НП Денисом Стрельцовым (к слову, это сын начальника управления делами Законодательного Собрания Красноярского края Николая Стрельцова) поговорить не удалось, на момент подготовки материала н находился в Москве. По версии следствия, три года назад Дирекция и подрядная организация ООО «Сибирская Электромонтажная компания» заключили контракт на работы по расширению подстанции «Камала-1». Энергообъект должен соединить двумя высоковольтными линиями электропередачи Богучанскую ГЭС и Богучанский алюминиевый завод, а также стать частью электросетевого хозяйства для снабжения других потребителей в Приангарье. «Сибирская Электромонтажная компания» не выполнила обязательства полностью (только на 97 %), а «Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья» заключила без проведения торгов контракт на работы, уже частично выполненные в 2008-2010 годах. Правда, теперь с другим подрядчиком — ООО «Инженерно-Строительная компания «Союз-Сети». И обеспечила ему 50-процентую предоплату. Расширение подстанции «Камала-1» обошлось бюджету в 766 млн рублей по первому контракту, и еще почти в 100 млн — по второму. В Дирекции в кварире Стрельцова прошли обыски, следователи ищут «предметы и документы, значимые для дальнейшего расследования».
Все эти неприглядные факты противоречат пафосным принципам ДКР НП, которые организация декларирует на официальном сайте:
«являясь ключевым звеном в реализации стратегического инвестиционного проекта, Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья несет высокую ответственность за его качественное исполнение перед правительством Красноярского края и правительством Российской Федерации».
Противоречат они и данным регионального министерства, которое еще в июле опубликовало оптимистичную справку: расширение, мол, подстанции «Камала-1» выполнено на сто процентов, пуск намечен на четвертый квартал этого года.
Пока «запустили» лишь уголовное дело.
***
Вторая дирекция три года назад, еще в бытность директором Вадимира Навродского, заключила контракт с госорганизацией «Красноярсклес» на лесоочистку в ложе водохранилища Богучанской гидроэлектростанции. «Красноярсклес» взял в банках кредиты на 250 млн рублей. И тут «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» проявила неслыханную щедрость: не только заплатила подрядчику за работу, но и погасила его проценты по кредитам. Такие расходы Бюджетый кодекс РФ не предусматривает. По мнению правоохранителей, федеральному бюджету причинен материальный ущерб на более чем 26 млн рублей. Материалы прокурорской проверки направлены в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц по статьям УК РФ «Превышение должностных полномочий» и «Нецелевое расходовани бюджетх средств в особо крупном размере».
Не миновала чаша сия (уголовное преследование) и нынешнего директора «Дирекции по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» Рамиля Рахимова, а также его зама Василия Кузьмина — их подозревают в «существенном нарушении интересов государства в виде причинения материального ущерба Красноярскому краю на общую сумму 12 млн рублей при заключении контракта в прошлом году и поставки оборудования для водоочистки». Дело в том, что оборудование это в Нижнем Приангарье существует только на бумаге — в реальности прокуроры его не нашли.
***
Остается открытым вопрос: где были руководители минэкономрегионразвития Красноярского края, пока ворилсь эти безобразия с бюджетными деньгами? Обе дирекции, повторим, подчиняются непосредственно министерству. Неужели министры — Сергей Верещагин и нынешний его преемник Анатолий Цыкалов — знать ничего не знали? Что же это тогда за министры? Или все-таки знали? Но тогда почему молчали? С Верещагина сейчас спрос маленький: он уже сидит высоко, в кресле замминистра минрегионразвития РФ, а у нас в России, как известно, чем больше человек, тем меньшую ответственность он несет. Остается Цыкалов.
Подчиненные министа рассказали нам о методах контроля за инвестпроектом (цитируем без купюр):
«Эти дирекции — юридические лица, они присутствуют на наших планерках еженедельно, отчитываются, отчеты поступают, все прочее. Но представьте себе — в районе Богучанской ГЭС работало около 200 подрядчиков. Очень большой объем работы и людей. Отслеживать по каждому? Это не присвоение, не откаты, просто пущены деньги на то, на что их расходовать было нельзя»…