Констатирующая часть
Сегодня Нижнее Приангарье является одной из основных точек роста Красноярского края и Сибири в целом. Благодаря инвестиционному проекту «Комплексного развития Нижнего Приангарья» на территории Нижнего Приангарья реализуется ряд крупномасштабных проектов в сфере энергетики, металлургии, лесопереработки, добычи полезных ископаемых. Увеличивается приток инвестиций. Развиваются объекты социальной инфраструктуры.
Инвестиционный проект «Комплексного развития Нижнего Приангарья» показывает, что нынешняя политика федеральной власти, отдельных групп бизнеса имеет начальные позитивные тенденции формирования устойчивой социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей достойный уровень и высокое качество жизни населения.
Вместе с тем, в нынешнем виде ИП «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» (в дальнейшем – ИП КР НП) консервирует и даже усугубляет негативные тенденции экспортно-сырьевой модели развития России, характерными чертами которой являются:
- Сохранение ряда негативных тенденций, ведущих к ухудшению человеческого капитала как в количественном (из-за демографических проблем), так и в качественном отношении: низкий уровень обеспеченности населения благоустроенным жильем, низкий уровень доступности и качества услуг населению в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, ухудшение состояния окружающей среды. Проект КР НП не имеет оценки социальной эффективности, подтвержденной соответствующими расчетами и обоснованиями.
- Ухудшение состояния окружающей среды вследствие безвозвратной утраты ценных возобновляемых ресурсов: cельскохозяйственных угодий, земель лесного фонда, невосполнимые потери биоразнообразия, антропогенное изменение климата на региональном и местном уровнях, понижение обеспеченности населения качественной питьевой водой, невосполнимый урон историко-культурному наследию местного населения, снижение туристско-рекреационного потенциала Нижнего Приангарья.
- Ориентация на форсированное наращивание топливного и сырьевого экспорта (достройка БоГЭС при отставании ввода в эксплуатацию потребителей её энергии в Нижнем Приангарье и недостаточной развитости сетевых электросетей в Сибири, строительство новых алюминиевых заводов, являющихся скрытой формой экспорта сырья при одновременном вытеснении с отечественного рынка высокотехнологичной продукции машиностроительной, строительной, электронной отраслей – потенциальных потребителей алюминиевых продуктов с высокой добавочной стоимостью).
- Повышение энергоэффективности действующих энергоемких предприятий декларируется, но не выполняется, так же как и содействие разработке новой конкурентноспособной наукоемкой продукции с высокой добавочной стоимостью.
Одной из главных причин этого положения является недостатки стратегического планирования, слабая координирующая роль государственных органов власти и устранение от процесса принятия важнейших управленческих решений заинтересованных социальных групп общества. В первую очередь бизнес-структур и общественности.
Таким образом, наметившиеся позитивные шаги следует закрепить и развить как на федеральном, так и в особенности на региональном и муниципальном уровнях, чтобы они не остались благими пожеланиями и имитацией наметившихся перемен. Для этого участники круглого стола предлагают следующие меры и шаги, фиксирующие как согласованные позиции, так и различия в подходах между представителями бизнеса и заинтересованной общественностью (НПО – неправительственные организации).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
участников круглого стола о рассмотрении органами государственной власти вопросов совершенствования инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья»
1. В соответствии с «Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1189), а также Приказом Минрегиона РФ от 30.10.2009 N 493 "Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации" ПРЕДЛАГАЕТСЯ:
1.1. Правительству Красноярского края провести оценку социальной эффективности инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» с учетом приоритетов в области человеческого капитала Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. и Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года.
1.2. Правительству Красноярского края разработать и утвердить свод нормативно-правовых требований к оценке социальной эффективности инвестиционных проектов, финансируемых за счет Инвестиционного фонда РФ.
1.3. Администрации Красноярского края разработать систему контроля и координации реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья».
1.4. Законодательному собранию Красноярского края рассмотреть вопрос социальной эффективности инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» на специальном заседании с участием всех заинтересованных сторон, включая неправительственные общественные организации.
1.5. Правительству Российской федерации актуализировать федеральную целевую программу развития Нижнего Приангарья.
2. Во исполнение пункта 1е) Перечня поручений Президента РФ № Пр-1640 от 06.06.2010, пунктов 1а), 2е), 2г) Перечня поручений Президента РФ от 21.06.2011г.1. ПРЕДЛАГАЕТСЯ:
2.1. Правительству РФ включить в состав объектов экологической экспертизы проекты Инвестиционного фонда РФ развития территорий.
2.2. Государственной думе поддержать поправки в законодательство, внесенные Министерством природных ресурсов РФ, в законодательство «Об экологической экспертизе» в части дополнения объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня проектной документацией объектов, относящихся в соответствии с законодательством об охране окружающей среды к экологически опасным объектам, и материалами обоснования комплексных разрешений на негативное воздействие на окружающую среду.
2.3. Правительству РФ предлагается включить в состав объектов государственной экологической экспертизы проекты Правил использования водных ресурсов водохранилищ.
2.4. Правительству РФ внести в установленном порядке в законодательство РФ изменения, направленные на совершенствование системы государственного экологического контроля в части, касающейся усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований, а именно: внести поправки в КОАП, предусматривающие наказания при не выполнении процедур ОВОС для объектов опасной хозяйственной деятельности.
3. Согласно пункту 3а) Перечня поручений Президента РФ от 21.06.2011г. Правительству Российской Федерации совместно с администрациями Красноярского края и Иркутской области ПРЕДЛАГАЕТСЯ:
3.1. В рамках инвестиционного проекта «Комплексного развития Нижнего Приангарья» разработать программу «Охрана окружающей среды Нижнего Приангарья».
3.2. Провести общественное обсуждение «Временных Правил использования водных ресурсов водохранилища Богучанской ГЭС».
3.3. Разработать постоянные «Правила использования водных ресурсов водохранилища Богучанской ГЭС» и «Правила использования водных ресурсов водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада ГЭС». Провести общественное обсуждение данных Правил.
3.4. Разработать и принять соответствующие региональные законы по обеспечению гидрологической безопасности территорий в нижних бьефах плотин.
3.5. Разработать механизмы предотвращения вредных воздействий и методики взыскания ущербов за негативное воздействие регулирования водных ресурсов в энергетических целях на окружающую среду и хозяйственную деятельность в нижних бьефах плотин.
ПРЕДМЕТ РАЗНОГЛАСИЙ
Общественные неправительственные организации считают, что продолжение строительства и ввод в эксплуатацию Богучанской ГЭС без экологической оценки и государственной экспертизы проектной документации «Уточнение технических решений проекта строительства Богучанской ГЭС с НПУ 208,0 м (пусковой комплекс)» является нарушением российского законодательства. Следует приостановить ведущиеся строительные работы до утверждения соответствующей разрешительной документации. С соответствующим предложением следует обратиться в Правительство Красноярского края и Иркутской области.
Группа компаний Еn+ считает, что вопрос о приостановке строительства Богучанской ГЭС находится не в компетенции компании; необходимая документация на строительство Богучанской ГЭС у ОАО "РусГидро" и ОК "Русал" имеется; дальнейшее обсуждение проблемы необходимо вести совместно с ОАО "РусГидро".