Планы по строительству нефтепровода «Куюмба-Тайшет» через Нижнее Приангарье появились задолго до начала реализации проекта. Однако развитие планов по освоению месторождений Куюмбы и Юрубчены сдерживали существенные затраты, в основном, из-за отсутствия промышленной инфраструктуры. Проект сдвинулся с места только после снижя ставки экспортной пошлины, поскольку Куюмба и Юрубчена вошли в список ряда месторождений Восточной Сибири, получивших льготы, а также завершения строительства первой очереди нефтепровода ВСТО – 1.
Проект стартовал после распоряжения от 17 апреля 2012 года о проектировании и строительстве магистрального нефтепровода «Куюмба-Тайшет», подписанным председателем правительства РФ Владимиром Путиным.
Для соблюдения всех экологических норм, поскольку нефтепровод пройдет по территории Эвенкийского района, с жителями Эвенкии Красноярского края прошли общественные слушания с инвесторами в поселке Байкит. Участники слушаний поставили перед инвесторами — компаниями «Транснефть», «Росефь», «Газпром» и «Славнефть», имеющими лицензии на пользование недрами на территории Эвенкийского района, два условия:
Во-первых, проект должен органично объединить инфраструктуры нефтяной промышленности и территории. А для этого нефтяникам необходимо рассмотреть вопрос выделения средств на строительство круглогодично действующей дороги вдоль трассы нефтепровода.
Во-вторых, важно определить учёт влияния проекта на экологию территории и интересы её жителей. Инвесторам рекомендовано произвести расчёты уровня воздействия поека на окружающую среду, а также варианты возмещение ущерба субъектам хозяйственной деятельности, объединениям коренных малочисленных народов, ведущим промыслы на этой территории.
Завершение проектирования и строительства нефтепровода «Куюмба-Тайшет» планируется в четвертом квартале 2016 года. Строительство трубопровода обеспечит транспортировку нефти с Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского месторождений, а в дальнейшем облегчит освоение новых нефтегазовых провинций. Разработка месторождений Куюмба и Юрубчена позволит поддерживать добычу нети в России на текущем уровне — выше 500 млн. тонн в год и диверсифицировать экспорт черного золота в восточном направни п ВСТО, дисбаланс которого сегодня смещен в сторону западных потребителей. Нефтепровод «Куюмба-Тайшет» будет иметь стратегическое значение для развития нефтегазовой отрасли Сибири, так как сегодня Красноярский край занимает лидирующие позиции в России по объёмам запасов углеводородов и является беспрекословным лидером по запасам твёрдых полезных ископаемых. Реализация крупных инвестиционных проектов в Красноярском крае посоствут не только усилению потенциала края, но и развитию российской экономики. Строительство нефтепровода «Куюмба-Тайшет» также обеспечит хорошей загрузкой на годы вперед смежные отрасли российской экономики – в основном металлургические и трубопрокатные предприятия, а также сервисные компании, что немаловажно в условиях серьезных проблем мировой экономики.
Протяженность нефтепровода составит 700 км., пропускная способность — 15 млн. тонн нефти в год, при давлении 75 атмосфер. Проект предполагает сооружение трубопровода, четырех нефтперекчиваюих станций, резервуарного парка объемом около 120 тыс. куб. м и объектов инфраструктуры. Трубопровод призван обеспечить транспортировку нефти с месторождений «Роснефти», «Газпром нефти», ТНК-ВР, а также поддержать развитие малой нефтедобычи. Стоит отметить, что в 2003 году планы «Транснефти» по мощности нефтяной магистрали предполагали меньший объём перекачки — до 12 млн тонн, при меньшем давлении — 60 атмосфер. Протяженность нефтепровода рассчитывалась на 100 км короче — 600 км.
Строительство нефтепровода позволит приступить к началу реализации втрого этапа развития Нижнего Приангарья – к промышленной разработке Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений. Проект обеспечит серьезные налоговые поступления в бюджет Красноярского края и станет хорошим подспорьем для решения социальных и экономических проблем.
По предварительным оценкам, на стадии возведения нефтепровода будет создано около 4 550 рабочих мест, а после ввода эксплуатация трубопровода «Куюмба-Тайшет» беспечит аботй 1 350 человк. На территории области предполагается разместить одну из четырех, предусмотренных проктом, нефтеперекачивающую станцию. Для строительства и эксплуатации нефтепровода помимо привлеченных специалистов, будет организована подготовка квалифицированных кадров на местах. Эвенкийский район, с населением менее 20 тыс. человек, является одним из самых малонаселённых территорий не только России, но и мира. Поэтому создание 4 550 рабочих мест, а также строительство инфраструктуры, послужит развитию Эвенкии.
Реализация проекта «Куюмба-Тайшет» обеспечит дополнительные объемы нефти в трубопроводную систему «Транснефти», а также лучшит наполняемость нефтепровода ВСТО, что увеличит экспорт нефти в восточном направлении. Истощение в последнее время традиционных западносибирских месторождений стимулирует отрасль к освоению новых нефтяных провинций. Поэтому дополнительные объемы нефти с Куюмбы и Юрубчены в перспективе не только улучшат экспортный потенциал страны, но также стабилизируют грузооборот в системе магистральных трубопроводов «Транснефти», обеспечивая ей сбалансированную работу и нагрузку.
Виктор Марков,
старший аналитик ЗАО "КапиталЪ Управление активами"
«Куюмба-Тайшет»: слушания в Богучанах
22 августа в Богучанах прошли публичные слушания по вопросу строительства магистрального нефтепровода «Куюмба-Тайшет», объекты которого планируется разместить и на территории Богучанского района Нижнего Приангарья.
Решение о строительстве магистрального нефтепровода, который будет осуществлять транспорт нефти с Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского месторождений, было принято Правительством РФ. Соответствующее распоряжение подписано Владимиром Путиным в апреле 2012 год.
Заиматься строительством, а впоследствии и эксплуатацией сооружения будет ОАО «АК «Транснефть». Представители этой кампании в ходе публичных слушаний коротко доложили основной план грандиозной стройки, а затем ответили вопросы обественности.
Собравшихся гавным образом беспокоили вопросы безопасности – экологической, пожарной и проч. Представители инвестора рассказали о системе мер защиты, применяемой при строительстве подобных объектов «Транснефтью», отметив, что у компании самый низкий в Европе показатель аварийности.
По вей длине сооружения будет осуществляться подземная прокладка с заглублением трубы на метр и более – в зависимости от условий. К примеру, под автодорогами нефтяное «русло» должно уходить на большую глубину.
Тем же способом предполагается строить и подводные переходы.
Из них самый сложный – через Ангару. Предполагается, что этот переход будет осуществлен между Ангарским и Иркинеево – ближе к деревне. При разработке проекта была произведена перетрассировка с тем, чтобы исключить переход через речку Карабулу. Ее попосту обойдут.
Вопросов было много. Как быстро смогут отреагировать соответствующие службы на пожар, утечку? Не пострадают ли охотугодья, рыба в реках? Что даст социальной сфере начатое строительство, помимо налогов и рабочих мест? И т.д., и т.п…
Ответы явно удовлетворили участников слушаний, поскольку почти все они (за исключением двух-трех человек) проголосовали за строительство.
В настоящее время ОАО «Гипротрубопровод» (структурное подразделение ОАО «АК «Транснефть») уже приступило к выполнению инженерно-экологических изыскаий в месах, где вскоре пройдет «труба».
В своем выступлении отец Феодор отметил, что в Богучанский район «заходит» много компаний, таких, как РУСАл, гидростроители и т.д., но их участия в проблемах района не заметно. «Богучанский район по площади занимает половину территории Франции,– сказал батюшка,– и очень удален от краевого центра, не говоря уже о европейской части. В плане духовно — нравственного воспитания население Богучанского района отстает. В этом я еще раз убедился,– сказал батюшка, – участвуя в родительских собраниях учащихся третьих классов, чьи дети в этом учебном году будут изучать предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Цифры говорят сами за себя – если в европейской части России более 80 % родителей третьеклассников выбрали модуль «Основы православной культуры», то в Богучанском районе – 18%, и это напрямую связано с нехваткой православных храмов и священников в районе»,– отметил отец Феодор. Вновь построенных храмов имеется только два: в Богучанах и Октябрьском, и один не достроен в Пинчуге. Два находятся в зданиях, приспособленных под храм – это в поселках Ангарском и Таежном. На весь район всего два священника. В связи с этим имеется вопрос к компании «Транснефть», которая входит со строительством в Богучанский район: «Какую помощь в этом может оказать компания?» Ранее вошедшие РУСАЛ и гидростроители пока не оказали никакой помощи Богучанскому району. А ведь православная вера – это основа государства Российского. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что для Москвы не хватает еще порядка двухсот храмов и монастырей, несмотря на их многочисленность в городе.
http://www.angarskayapravda.ru/index.php/2010-10-28-13-58-00/1289-ne-neftyu-edinoj