Низкий уровень Енисея может сказаться и на северном завозе, который организуется сейчас в Нижнем Приангарье. Хлопот прибавляет и перекрытие Ангары из-за наполнения ложа водохранилища Богучанской ГЭС. В итоге, как говорят речники, вероятность сесть на мель высока. А ведь для многих районов Красноярского края навигация – это единственная возможность пополнить запасы топлива, продуктов, и других товаров, необходимых для жизни.
На нефтеналивном причале в селе Абалаково Енисейского района началась горячая пора. Здесь загружают танкеры, которые повезут топливо на крайний север. Трубопровод, по которому отгружаются нефтепродукты, очень похож на радугу. Сейчас открыта желтая труба – эта значит, что в танкер заливают 92-ой бензин.
АНДРЕЙ ШЕФЕР, МАСТЕР НЕФТЕНАЛИВНОГО ПРИЧАЛА:
«Оранжевый – это у нас топливо самолетное ТС-1, зеленый – это дизтопливо летнее и темно-синий – это дизтопливо зимнее».
Абалаковская нефтебаза в Нижнем Приангарье – самая северная в Красноярском крае, где пересекаются железнодорожный путь и речной. Дальше топливо для северян можно доставить только по воде.
ЮРИЙ ГУРИН, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ТОПЛИВНОЙ КОМПАНИИ:
«В первую очередь мы сейчас поставляем в Эвенкийский муниципальный район. Это 20 с лишним тысяч тонн нефтепродуктов различного наименования. Следующий у нас идет район – это Туруханский. Это более поздние сроки – это июнь месяц».
Кроме нефтепродуктов в течение навигации на север доставят уголь и другие грузы, необходимые для жизни — от бытовой техники до стройматериалов. Правда, сделать это, говорят речники, будет не просто – уровень воды в Енисее и его притоках очень низкий. Капитан Владимир Тимофеев работает на реке уже четверть века, но такое мелководье видит впервые.
ВЛАДИМИР ТИМОФЕЕВ, КАПИТАН ТАНКЕРА:
«Такого маленького уровня воды не было очень давно. При мне не было. Были, конечно, уровни небольшие, но в этом году совсем аномально низкий уровень воды».
Минувшей зимой в Красноярском крае выпало мало снега. Однако недостаток воды связывают не только с капризами природы, но и с человеческим фактором.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ЕНИСЕЙСКОГО РЕЧНОГО ПАРОХОДСТВА:
«К естественным уровням воды и слабой приточности боковой добавилось еще перекрытие Ангары и наполнение Богучанской ГЭС».
Сейчас, чтобы снизить риски аварий, суда выходят в рейсы практически полупустыми. Вот и 609-й танкер отправляется в Эвенкию, загруженный лишь на 70%.
АЛЕКСАНДР САФОНОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
«Обычно отсюда до Байкита этот танкер доходит за неделю. В этом году время в пути может значительно увеличиться. Из-за низкого уровня воды вероятность неприятных сюрпризов возрастает. Однако, несмотря на все неутешительные прогнозы, команда рассчитывает прибыть в пункт назначения вовремя».
Господа речники, здравствуйте.
Убытки, о которых Вы пишете по перевозке грузов – это даже не вершина айсберга, это её кусок. Суммарные потери выше на порядок. Если немедленно не начать восстановление водного баланса рек, получим в 2015-2017 годах навигация вообще прекратиться, а Азовское море последует за Аральским.
Циклы, о которых Вы упоминаете, бывают, извините за вольность, только у женщин. В природе работает только физика: Есть потепление – есть более высокое испарение. Похолодает – испарение снизится, и реки начнут восстанавливаться.
Я в этом плане посоветую Вам почитать «Сталинский план преобразования природы.» Все ответы на восстановления рек, поверхностных и подпочвенных водоёмов, и резкого прироста производства продуктов питания там.
С уважением, разработчик экологических программ, Виктор Родин.