Самый амбициозный из российских транспортных проектов – это отнюдь не разрекламированные скоростные поезда и даже не тоннель на Сахалин. Это дубль Транссиба, дорога, которая завершит формирование второго транспортного коридора через всю Россию и пройдёт от БАМа на востоке до западных границ, связав собой тюменские нефтегазоные районы и новые месторождения полезных ископаемых Нижнего Приангарья и Эвенкии. Это Севсиб.
Идея «Транссибирской магистрали номер два» появилась на свет ещё в XIX веке. Было понятно, то одной ги через всю страну недсаочно. Тем более если эта страна раскинулась с запада на восток. Конечно, Транссиб выполняет свою роль – каждый из 10 тысяч его километров работает по полной. Но пропускные возможности этой магистрали уже на пределе.
Кроме того, на значительных участках своей протяжённости Транссиб пролегает слишком близко к государственной границе, а на одном участке своего южного хода так и вовсе ненадолго забредает в соседний Казахстан. Наконец, если поглядеть на карту, то видно, что при всей своей грандиозности Транссиб проходит лишь по одному, самому жнму, краешку азиатской части России.
Линия Северо-Сибирской магистрали как раз протянется по пока ещё бездорожным и малонаселённым территориям. Она будет начинаться на Ангаре, на одном из ответвлений Байкало-Амурской магистрали, в Усть-Илимске. Затем на протяжении тысячи с лишним километров эта дорога будет идти по территории Красноярского края.
С существующими линиями Красноярской дороги она будет соединяться в двух местах – в Богучанах и Лесосибирске. Это два будущих северных узла нашей магистрали. Далее Севсиб пройдёт черз Томскую область и соединится с уже существующей «нефтяной магистралью» Тюмень – Сургут – Уренгой. В перспективе вторая очередь Севсиба пройдёт дальше на запад, до Урала.
Общая длина магистрали (по основному рабочему проекту) составит 1892 километра. Затраты на строительство дороги, естественно, будут немалыми – в ценах января 2013 года оценочный вес проекта Севсиба составляет около 370 мр рблей. Но начительны и бонусы. Ожидается, что ввод в эксплуатацию Севсиба окажет влияние на прирост российского ВВП на урвне 0,2 – 0,4% в год, а это свыше 100 млрд рублей. Существенным будет и приток населения в район дороги. Планируется, что он составит более 140 тыс. человек.
Однако не стоить забывать и о развитии железнодорожной сети в Нижнем Приангарье. Там запланирована прокладка четырёх веток. Линия Карабула – Ярки – Ельчимо соединит нынешнюю Красноярскую магистраль с ангарским правобережьем. Участок Ельчимо – Чадобец, который иногда рассматривается как часть проекта Севсиба, свяжет эту линию с сырьевыми месторождениями Кеемскго района. От станции Чадобец пройдут две ветки, имеющие промышленное значение, – к Чадобецкому глинозёмному комбинату (ещё одна стройка будущего) и ветка Чадобец – Кода.